Наставничество положение

1. Основные положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее – Положение)
определяет порядок организации и проведения работы по наставничеству в
муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский
сад № 42» (далее – организация), права и обязанности наставников и стажеров.
1.2. Основные термины и понятия, применяемые в настоящем Положении:
Наставничество – форма адаптации, практического обучения и воспитания
новых или менее опытных работников организации в целях быстрейшего
овладения трудовыми навыками, приобретения необходимой компетенции,
приобщения к корпоративной культуре организации.
Наставник – более опытный работник организации, принимающий на себя
функции по обучению новых или менее опытных работников.
Стажер – новый работник организации, прикрепляемый к наставнику.
1.3. План мероприятий («дорожная карта») разработан в соответствии
с распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019
№ Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность
по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам
среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших
практик обмена опытом между обучающимися».
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целями наставничества являются адаптация стажеров к работе в
организации на основе единой системы передачи опыта и воспитания, повышение
квалификации педагогов, обеспечение оптимального использования времени и
ресурсов для скорейшего достижения стажерами необходимых результатов,
снижение текучести кадров и мотивирования новых работников к достижению
целей организации.
2.2. Основными задачами наставничества являются:
− оказание помощи стажеру в освоении необходимых компетенций за счет
ознакомления с современными методами и приемами работы, передачи
наставником личного опыта;
−
обучение
стажера
в
минимальные
сроки
необходимому
профессиональному
мастерству,
соблюдению
требований
нормативных
документов, в том числе по охране труда;
− содействие достижению стажером высокого качества труда;
− вхождение стажера в трудовой коллектив, освоение им корпоративной
культуры;
− воспитание у стажера чувства личной ответственности за результаты своей
деятельности;
-создание психологически комфортной среды для развития и повышения
квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров;

- создание канала эффективного обмена личностным, жизненным
и профессиональным
опытом
для
каждого
субъекта
образовательной
и профессиональной деятельности;
- формирование открытого и эффективного сообщества вокруг
образовательной организации, способного на комплексную поддержку
ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
2. Формы наставничества
Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через
организацию работы наставнической пары или группы, участники которой
находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной
деятельностью и позицией.
В числе самых распространенных форм наставничества, включающих
множественные вариации в зависимости от условий реализации программы
наставничества, могут быть выделены:
«наставник – стажер»
«работодатель - стажер»
«старший воспитатель - стажер»
Все представленные формы могут быть использованы не только
для индивидуального взаимодействия (наставник – наставляемый), но и для
групповой работы (один наставник – группа наставляемых), при которой круг
задач, решаемых с помощью программы наставничества и конкретной формы,
остается прежним, но меняется формат взаимодействия – все мероприятия
проводятся коллективно с возможностью дополнительной индивидуальной
консультации.
Организация
работы
в
рамках
всех
форм
не
потребует
большого привлечения ресурсов и финансирования, так как все программы
предполагают использование внутренних ресурсов (кадровых, профессиональных)
образовательных организаций, за исключением возможного привлечения экспертов
для проведения первичного обучения наставников.
4. Этапы программы
Реализация программы наставничества в МА ДОУ № 42 включает семь
основных этапов.
1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.
2. Формирование базы наставляемых.
3. Формирование базы наставников.
4. Отбор и обучение наставников.
5. Формирование наставнических пар или групп.
6. Организация работы наставнических пар или групп.
7. Завершение наставничества.

Реализация программы наставничества в МА ДОУ № 42 производится
последовательно по двум контурам, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю
поддержку всех процессов. Внешний контур образуют сотрудники
некоммерческих организаций, средств массовой информации, участники бизнессообщества (корпорации, малый бизнес, трудовые и профессиональные
ассоциации), в том числе работодатели, представители образовательных
организаций, профессиональных ассоциаций психологов и педагогов, сотрудники
органов власти в сфере здравоохранения и социального развития, представители
региональной власти и органов местного самоуправления и другие субъекты и
организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества.
Внутренний контур представляют руководитель и старший воспитатель МА
ДОУ № 42, родители, молодые специалисты, педагоги, педагог-психолог, другие
специалисты.
5. План мероприятий («дорожная карта») внедрения
целевой модели наставничества
№
п/п

1

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Подготовка условий для запуска программы наставничества
Задача: информирование о запуске программы наставничества; сбор
предварительных запросов от потенциальных наставляемых и выбор
соответствующих этим запросам аудитории для поиска наставников
Результат: определены необходимые ресурсы (кадровые, методические,
материально-техническая база и т. д.) и возможные источники их привлечения
(внутренние и внешние) для организации функционирования целевой модели
наставничества
информировать педагогов и родительское
сообщество о подготовке программы, собрать
предварительные запросы педагогов, молодых Ноябрь 2020
специалистов;

Заведующий

1.2

определить цель, задачи, формы наставничества,
Ноябрь 2020
ожидаемые результаты;

Заведующий,
старший
воспитатель

1.3

обеспечить нормативно-правовое
программы наставничества;

Ноябрь 2020

Заведующий,
старший
воспитатель

1.4.

создать
организационные
условия
для
осуществления
программы
наставничества
(назначить куратора; сформировать команду;
привлечь ресурсы и экспертов для оказания
поддержки);

Ноябрь
- декабрь
2020

Заведующий,
старший
воспитатель

1.1

оформление

1.4

создать страницу на сайте ДОУ

1.5

определить
сроки,
показатели,
способы
анализа потребности в обучении (далее, АПО) и
организации
«обратной
связи»,
формы
отчетности наставника и куратора программы
наставничества, формы и условия поощрения
наставников и куратора в соответствии с планом;

Декабрь
2020

старший
воспитатель

Декабрь
2020

Заведующий,
старший
воспитатель

Декабрь
2020

Заведующий,
старший
воспитатель

1.6

разработать модель сетевого взаимодействия
партнеров в осуществлении наставнической
деятельности;

2

Формирование базы наставляемых
Задача: выявление конкретных проблем педагогов образовательной организации,
которые можно решить с помощью наставничества
Результат: сформирована база наставляемых с перечнем запросов, необходимая
для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе

2.1

Проведение анкетирования среди педагогов,
желающих принять участие в программе
наставничества. Сбор согласий на сбор и
обработку персональных данных от участников
программы

Декабрь
2020

Старший
воспитатель

Организовать сбор данных о наставляемых по
доступным каналам (родители, педагог-психолог,
профориентационные тесты), в том числе: - сбор
запросов наставляемых к программе;

Декабрь
2020

Педагогпсихолог

2.3

Анализ полученных от наставляемых и третьих
лиц данных. Формирование базы наставляемых

Декабрь
2020

Старший
воспитатель

2.4

Использовать
различные
форматы
для
популяризации
программы
наставничества
(форумы, конкурсы, игры, квесты и пр.);

Декабрь
2020

Старший
воспитатель

3

Формирование базы наставников
Задача: поиск потенциальных наставников для формирования базы наставников
Результат: сформированы базы наставников, которые потенциально могут
участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущих
программах этой и иных (по запросу и с разрешения наставников)
образовательных организаций

3.1

Выбор форм наставничества, реализуемых в
рамках текущей программы наставничества

Январь
2021

Старший
воспитатель

3.2

Оценка участников-наставляемых по заданным
параметрам, необходимым для будущего

Февраль
2021

Старший
воспитатель

2.2

сравнения и мониторинга влияния программ на
всех участников
Проведение анкетирования среди потенциальных
наставников, желающих принять участие в
программе наставничества. Сбор согласий на
сбор и обработку персональных данных

Март
2021

Старший
воспитатель

3.4

Анализ заполненных анкет потенциальных
наставников и сопоставление данных с анкетами
наставляемых. Формирование базы наставников

Март
2021

Старший
воспитатель

4

Отбор и обучение наставников
Задача: выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников,
подходящих для конкретной программы, и их подготовку к работе с
наставляемыми
Результат: сформирована база готовых к работе наставников, подходящая для
конкретной программы и запросов наставляемых конкретной образовательной
организации

4.1

Оценка участников-наставников по заданным
параметрам, необходимым для будущего
сравнения и мониторинга влияния программ на
всех участников.
Провести отбор наставников в соответствии с
Положением о наставничестве и утвердить
реестр наставников

Апрель
2021

Старший
воспитатель

4.2

Проведение собеседования с наставниками (в
некоторых случаях с привлечением психолога)

Апрель
2021

Педагогпсихолог

4.3

подготовить методические материалы для
сопровождения наставнической деятельности
(памятки, сценарии встреч, рабочие тетради и
пр.);

Апрель
2021

Старший
воспитатель

3.3

4.4

Провести АПО наставников и
программы обучения наставников;

разработать

Май
2021

Старший
воспитатель

4.5

Организовать «Школу наставников» и провести
обучение наставников

Май
2021

Старший
воспитатель

5

Формирование наставнических пар или групп
Задача: формирование пар «наставник – наставляемый» либо группы из
наставника и нескольких наставляемых, подходящих друг другу по критериям
Результат: сформированы наставнические пары или группы, готовые продолжить
работу в рамках программы

5.1

Организовать встречи для формирования пар
или групп (с использованием различных
форматов: квест, соревнование и пр.);

Сентябрь
2021

Старший
воспитатель

5.2

Проведение

Октябрь
2021

Старший
воспитатель

анкетирования

на

предмет

предпочитаемого
наставника/наставляемого
после завершения групповой встречи
5.3

Анализ анкет групповой встречи и соединение
наставников и наставляемых в пары

Ноябрь
2021

Старший
воспитатель

5.4

Информирование участников о сложившихся
парах/группах.
Закрепление
пар/групп
распоряжением руководителя образовательной
организации

Декабрь
2021

Заведующий,
старший
воспитатель

организовать
пробную рабочую встречу и
встречу-планирование
наставников
и
наставляемых, выбрать форматы взаимодействия
для каждой пары или группы;

Декабрь
2021

старший
воспитатель

5.5

6

Организация работы наставнических пар или групп
Цель:
Задача: закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической
паре или группе
Результат: сформированы стабильные наставнические отношения, доведенные
до логического завершения, реализована цель программы наставничества для
конкретной наставнической пары или группы

6.1

Проведение второй, пробной рабочей, встречи
наставника и наставляемого

Январь
2022

старший
воспитатель

6.2

Проведение встречи-планирования рабочего
процесса в рамках программы наставничества с
наставником и наставляемым

Февраль
2022

старший
воспитатель

6.3

Февраль-май
Регулярные встречи наставника и наставляемого
2022

старший
воспитатель

6.4

Сроки сбора обратной связи от участников Февраль-май
2022
программы наставничества

старший
воспитатель

6.5

Проведение заключительной встречи наставника
и наставляемого

Май
2022

старший
воспитатель

6.6

Проведение групповой заключительной встречи
всех пар и групп наставников и наставляемых

Май
2022

старший
воспитатель

6.7

Анкетирование
участников.
Проведение
мониторинга
личной
удовлетворенности
участием в программе наставничества

Май
2022

старший
воспитатель

7

Завершение наставничества
Цель: усилить программу наставничества и расширить базу лояльных к
программам наставничества людей, привлечь потенциальных наставников,
будущих кураторов, потенциальных компаний-партнеров

Задача: подведение итогов работы каждой пары или группы и всей программы в
целом в формате личной и групповой рефлексии, а также проведение открытого
публичного мероприятия для популяризации практик наставничества и
награждения лучших наставников.
Результат: достигнуты цели программы наставничества, собраны лучшие
наставнические практики, внимание общественности привлечено к деятельности
образовательных организаций, запущен процесс пополнения базы наставников и
наставляемых
старший
воспитатель

7.1

Проведение мониторинга качества реализации
программы наставничества

7.2

Организовать
«обратную
связь»
с
наставниками, наставляемыми и куратором
(например, провести итоговое анкетирование,
рефлексию);

Сентябрь
2022

7.3

Организовать итоговую встречу наставников и
наставляемых для обсуждения результатов
мониторинга эффективности;

Сентябрь
2022

7.4

Оценка участников по заданным параметрам,
проведение второго, заключающего этапа
мониторинга влияния программ на всех
участников

Сентябрь
2022

7.5

Оформление итогов и процессов совместной
работы в рамках программы наставничества в
кейсы

Октябрь
2022

7.6

Публикация
результатов
программы
наставничества, лучших наставников, кейсов на
сайтах
образовательной
организации
и
организаций-партнеров

Ноябрь
2022

Внесение данных об итогах реализации
программы наставничества в базу наставников и
базу наставляемых

Ноябрь
2022

старший
воспитатель

Формирование долгосрочной базы наставников

Декабрь
2022

старший
воспитатель

7.7

7.8

Сентябрь
2022

старший
воспитатель

старший
воспитатель
старший
воспитатель

старший
воспитатель
старший
воспитатель

6. Перспективные результаты внедрения целевой модели наставничества
Внедрение модели наставничества и систематическая реализация
мероприятий обеспечит:

улучшение показателей образовательной организации

подготовку молодых педагогов к самостоятельной, осознанной и
социально продуктивной деятельности в современном мире;


раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала
каждого молодого педагога, поддержку формирования и реализации
индивидуальной образовательной траектории;

создание психологически комфортной среды для развития и
повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в
профессии педагогических кадров;

Придожение 1

База наставляемых
№

ФИО
наставляе
мого

Контактн
ые
данные
для связи
(данные
представи
теля)

Год
рождения
наставляе
мого

Основной
запрос
наставляем
ого

Дата
вхождения
в
программу

ФИО
наставни
ка

Форма
наставни
чества

Место
работы/
учебы
наставн
ика

Дата
заверш
ения
програ
ммы

Результат
ы
программ
ы

Ссылка на
кейс/отзыв
наставляем
ого,
размещенн
ые на сайте
организаци
и

Отметка о
прохожде
нии
программ
ы

1.
2.

База наставников
№

1.
2.

ФИО
наставн
ика

Контак
тные
данные
для
связи

Место
работы
/учебы
настав
ника

Основн
ые
компете
нции
наставн
ика

Важные Интер Желаем
для
есы
ый
программ наста возраст
ы
вника наставля
достижен
емых
ие
наставник
а

Ресурс
времени
на
програм
му
наставн
ичества

Дата
вхож
дения
в
прогр
амму

ФИО
Форм
настав
а
ляемог наста
о
вниче
(настав ства
ляемых
)

Мест
о
работ
ы/уче
бы
наста
вляем
ого

Дата
завер
шени
я
прогр
аммы

Резу
Ссылка
льта
на
ты кейс/отзы
прог
в
рам наставник
мы
а,
размещен
ие на
сайте
организац
ии

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».