Программа методического сопровождения пед. кадров

Принято на заседании
Педагогического совета
протокол № 1 от 30.08.2018 г.

26.08.2016

УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего
МА ДОУ № 42
№ 79-ОД от 30.08.2018г.

ПРОГРАММА
МЕТОДИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
МА ДОУ № 42 ПО ПОВЫШЕНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
на 2018-2022 годы

Старший воспитатель
Леманова Л.В.

.

г. Краснотурьинск
2018 год

ПРОГРАММА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ МА ДОУ № 42 ПО
ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
на 2018-2022 годы
Содержание
Паспорт Программы
Пояснительная записка
1. Характеристика основных проблем
2. Цель и задачи Программы
3. Содержание работы в рамках Программы.
4.
Формы и методы работы
5. Принципы
6. Ресурсное обеспечение Программы
7
Механизм реализации программы
8. План реализации Программы
9. Ожидаемые результаты Программы
10. Мониторинг реализации программы «Поддержка и развитие кадрового
потенциала»
11 Заключение

1

2
5
5
6
8
19
20
20
21
22
26
27
29

Паспорт Программы методического сопровождения педагогических кадров
МАДОУ № 42 по повышению профессиональной компетенции
Наименование Программы

Программа методического сопровождения педагогических
кадров МА ДОУ № 42 по повышению профессиональной
компетенции» на 2018-2022 годы (далее - Программа)

Конституция РФ (ст.43)
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».

Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного
образования
(Приказ
Министерства
образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)
(далее ФГОС ДО)

«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего
образования)
(воспитатель,
учитель)»
(Приказ
Министерства труда и социальной защиты РФ от 18
октября 2013 г. N 544н) (далее Профессиональный
стандарт)
Разработчик Программы
Старший воспитатель – Леманова Лариса Виталиевна
Назначение Программы
Обеспечить профессиональный рост педагогических кадров,
способных
осуществлять
качественное
дошкольное
образование
Цель программы
создание условий для обеспечения профессионального роста
методического сопровождения мастерства педагогов, для обеспечения качественного
педагогических кадров
дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО,
МАДОУ № 42 по повышению Профессионального
стандарта
и
инновационной
профессиональной
деятельности и формирование творчески работающего
компетенции
коллектива.
Задачи Программы
Задачи:
1. Изучить совместно с педагогическим коллективом
социальный педагогический заказ в рамках введения ФЗ
«Об образовании в РФ», ФГОС ДО, Профессионального
стандарта педагога, повысить уровень правовой
культуры педагогов.
2. Способствовать сплочению педагогов, улучшению
психологического климата в коллективе на этапе
модернизации образования.
3. Обеспечить психологическую поддержку педагогов для
высокой эффективности и результативности работы, а
также повышения качества образования.
4. Совершенствовать механизмы стимулирования и
мотивирования педагогов.
5. Активизировать творческий потенциал педагогов по
накоплению и обобщению передового педагогического
опыта и в дальнейшем его трансляция в педагогическом
сообществе, развить профессиональную коммуникацию.
Нормативно-правовая база
Программы




2

Направление Программы
Срок реализации Программы
Педагогический состав

Планируемые результаты
Программы

6. Обеспечить развитие профессиональных умений
педагогов (основных компетенций, обозначенных в п.
3.2.5 ФГОС ДО).
7. Обеспечить соответствие деятельности педагогов
Профессиональным
стандартам
и
формировать
необходимые профессиональные умения.
8. Способствовать обеспечению качественных условий для
молодых специалистов через организацию работы
«Школы молодого педагога», направленную на оказание
методической помощи молодым специалистам в
процессе профессионального становления со стороны
опытных коллег.
9. Обеспечить возможности участия педагогов в
разработке
и
корректировке
Основной
общеобразовательной - образовательной программы МА
ДОУ № 42 в соответствии с ФГОС ДО, инновационных
проектов.
 Психологическая и методическая поддержка
 Непрерывность профессионального развития
2018- 2022 годы
Всего педагогов - 24, из них:
воспитателей - 18
музыкальный руководитель - 2
педагог-психолог - 1
инструктор по физической культуре - 1
учитель – логопед – 1
старший воспитатель – 1
1. Повысится уровень профессиональной компетентности
педагогических кадров;
2. Улучшится психологический климат в педагогическом
коллективе;
3. Повысится социальный статус воспитателя и имидж МА
ДОУ № 42;
4. Увеличится
доля
педагогических
работников,
реализующих
инновационные
педагогические
технологии, авторские программы, принимающих участие
в профессиональных конкурсах, конференциях и других
педагогических мероприятиях разных уровней;
5. Внедрён ФГОС ДО, Профессиональный стандарт.
6. Организована работа в «Школе молодого педагога» для
оказания методической помощи молодым специалистам;
7. Внедрены современные технологии в образовательную
деятельность;
8. Повысилось качество оказываемых образовательных
услуг;
9. Разработаны
Образовательная
программа
и
Адаптированные образовательные программы
10. Сформирован
творческий,
креативный
коллектив
педагогов.
3

Механизм реализации
Программы







Разработка диагностических карт профессионального
мастерства педагогов; проведение анкетирования;
Разработка
индивидуального
маршрута
профессионального развития педагога;
Разработка и оформление портфолио педагога
Разработка рекомендаций по планированию, организации
педагогической деятельности;
Разработка
конспектов
(технологических
карт)
мероприятий, проектов, методических пособий.

4

Пояснительная записка
Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение
качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует
обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения
квалификации педагогов. Обновление содержания во всех ветвях образования требует и
обновления профессиональной компетентности.
Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую
деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и
передового педагогического опыта. Современные проблемы потребовали от педагога новых
профессиональных и личностных качеств, таких, как системное творческое мышление,
информационная, коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества,
жизненный оптимизм, умение создавать свой положительный имидж, способность к
осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях
неопределенности, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, выживаемость,
стрессоустойчивость.
Создание образовательных учреждений нового типа, необходимость обновления
содержания дошкольного образования, выдвижение на передний план управленческих
аспектов профессиональной деятельности, определяет необходимость повышения
профессионально - педагогической квалификации педагогов ДОО.
Качество педагогических кадров – самый важный компонент образовательной системы
потому, что реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих
ресурсов, которыми обеспечена та или иная образовательная система.
Именно на педагогов возложена функция реализации образовательных программ
нового поколения на основе передовых педагогических технологий, им определена миссия
подготовки подрастающего поколения к жизни в будущем и воспитания человека с
современным мышлением, способного успешно само реализовать себя в жизни.
На сегодняшний день проблема повышения квалификации педагогических работников
в дошкольном образовательном учреждении является одной из самых актуальных в
дошкольном образовании.
1. Характеристика основных проблем.







Детский сад сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию, ищущий
новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей
ребенка, семьи, общества, отвечающий самым современным требованиям. Сердцем этого
сложного организма является его педагогический коллектив.
Однако педагог не может быть от природы наделен готовыми профессиональными
данными, реализующимися в ДОУ. А значит, его надо учить, т.к. сегодня предъявляются
особые требования к профессиональной деятельности педагогов, как со стороны
администрации дошкольного учреждения, так и со стороны самих воспитанников и их
родителей. В то же время, как показывает практика, в профессиональном развитии педагогов
дошкольного учреждения обозначились некоторые проблемы. К ним можно отнести:
старение кадрового состава;
неготовность некоторых педагогов к инновационной деятельности;
недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии и передаче
своего опыта работы;
снижение престижа профессии воспитателя в связи с социальной незащищенностью;
неготовность работать в условиях, предъявляемых ФГОС ДО.
5

Мониторинг педагогических кадров в МА ДОУ «Детский сад № 42» показал
следующее:
Образовательный уровень педагогов на 01.09.2018г
Высшее образование – 9 человек- 40 %
Средне - специальное – 13 человека- 60 %
Профессиональный уровень педагогов на 01.09.2018г
Педагоги с первой квалификационной категорией – 8 человек – 36%
Соответствие занимаемой должности - 8 человек - 36 %
Педагоги без категории – 6 человек – 28 %.
Средний возраст педагогов составляет 44 года.
Проведенный анализ кадрового потенциала учреждения выявляет как позитивные, так и
негативные тенденции:
 Для развития кадрового потенциала необходимо внедрить систему моральных и
материальных стимулов для сохранения в детском саду лучших педагогов и
постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения ДОУ новым
поколением воспитателей;
 Также решением может стать создание условий для непрерывного образования
педагогических кадров; разработка и апробация основных кадровых технологий; меры
по привлечению молодых кадров в систему дошкольного образования, мотивации и
стимулированию педагогических кадров, направленных на повышение качества
обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
 Кроме того, к основным направлениям следует отнести распространение эффективного
инновационного способа работы лучших педагогов в системе подготовки,
переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Решение большинства указанных проблем требует программного подхода и
применения эффективных механизмов поддержки. Программа должна стать основой для
реализации государственной политики в области образования, как модели эффективных
отношений образовательного учреждения и общества.
Данная Программа направлена на обеспечение профессионального роста
педагогических кадров, способных осуществлять качественное дошкольное образование.
2. Цель и задачи Программы.
Цель программы методического сопровождения педагогических кадров МА ДОУ
№ 42 по повышению профессиональной компетенции (далее – Программы): создание
условий для обеспечения профессионального роста мастерства педагогов, для обеспечения
качественного дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО, Стандарта педагога
и инновационной деятельности и формирование творчески работающего коллектива.
Задачи:
1. Изучить совместно с педагогическим коллективом социальный педагогический заказ в
рамках введения ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, Профессионального стандарта
педагога, повысить уровень правовой культуры педагогов.
2. Способствовать сплочению педагогов, улучшению психологического климата в коллективе
на этапе модернизации образования.
3. Обеспечить психологическую поддержку педагогов для высокой эффективности и
результативности работы, а также повышения качества образования.
4. Совершенствовать механизмы стимулирования и мотивирования педагогов.
5. Активизировать творческий потенциал педагогов по накоплению и обобщению передового
педагогического опыта и в дальнейшем его трансляция в педагогическом сообществе,
6

6.










7.

8.

9.

развитие профессиональной коммуникации педагогов. Формировать образ успешного
педагога через создание и своевременное ведение портфолио, личных страничек на сайте
МА ДОУ № 42, разработку авторских программ, проектов; обобщение опыта своей работы
в виде публикаций; осуществление наставничества; участие педагогов в работе творческих
групп, методических объединений, конференций, в проектах и конкурсах, в проведении
открытых методических мероприятий для педагогов ДОУ, города, региона, области.
Обеспечить развитие профессиональных умений педагогов (основных компетенций,
обозначенных в п. 3.2.5 ФГОС ДО), необходимых им для организации условий
необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей
специфике дошкольного возраста:
обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым
ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного
выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для
принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; не директивную помощь
детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
(игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для
позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к
разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также
имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие
коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со
сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень
развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более
опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности
(далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для
овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности,
способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества,
личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку
спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей;
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования
ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Обеспечить соответствие деятельности педагогов Профессиональным стандартам и
формировать необходимые профессиональные умения. Повысить мотивацию и раскрыть
творческий потенциал педагогов для внедрения инновационных технологий, развития
профессиональных навыков, рефлексии педагогической деятельности, самообразования
Способствовать обеспечению качественных условий для молодых специалистов через
организацию работы «Школы молодого педагога», направленную на оказание
методической помощи молодым специалистам в процессе профессионального становления
со стороны опытных коллег.
Обеспечить возможности участия педагогов в разработке и корректировке Основной
общеобразовательной - образовательной программы МА ДОУ № 42 в соответствии с
ФГОС ДО, инновационных проектов.

7

3. Содержание работы в рамках Программы.
В ходе проведения мониторинга готовности педагогов ДОУ к введению ФГОС ДО
были выявлены проблемы, которые предстояло решить в ходе реализации Программы:
№
Проблема № 1.

Проблема № 2.

Проблема № 3.

Проблема № 4.

Проблема № 5.

Проблема № 6.

Проблема № 7.
Проблема № 8.
Проблема № 9.

Проблема
Отсутствие понимания и непринятие ФГОС ДО и Профессионального
стандарта коллективом педагогов, повышение уровня тревожности,
психологическое выгорание педагогов, снижение самооценки
профессиональных умений и навыков в соответствии с требованиями
Профессионального стандарта, отсутствие у педагогов потребности в
профессиональном росте.
Проблема разработки педагогическим коллективом Основной
общеобразовательной программы – образовательной программы
дошкольного образования и Адаптированных образовательных
программ, главной целью которых является повышение качества
образования.
Необходимость перехода педагогов на новые подходы к планированию
образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО и
ООП ДО.
Необходимость разработки и реализации новых подходов к организации
образовательной деятельности с детьми с позиций ФГОС ДО, в том
числе и организации инклюзивного образования. Недостаточное
владение педагогами личностно-ориентированными, деятельностными
технологиями
организации
образовательной
деятельности.
Недостаточное использование развивающего потенциала игры, как
ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста.
Недостаточные умения у педагогов в проектировании, моделировании,
конструировании развивающей предметно-пространственной среды
групп с учётом требований ФГОС ДО.
Недостаточное
владение
педагогами
информационнокоммуникативными технологиями (ИКТ) и их редкое использование в
образовательной
работе с детьми;
психолого-педагогическом
просвещении родителей; в презентации собственного педагогического
опыта.
Недостаточное владение педагогами методами активизации родителей
воспитанников и включения их в образовательную деятельность.
Отсутствие мониторинга индивидуального развития детей с позиций
ФГОС ДО, необходимость его разработки под ООП ДО.
Отсутствие у старшего воспитателя карт контроля образовательной
деятельности, для осуществления функции контроля и анализа
образовательной деятельности в соответствии с новыми требованиями.

Решение данных проблем в ходе методического сопровождения профессионального
роста педагогов будет способствовать решению всех задач Программы. Методическое
сопровождение организуется в различных формах в рамках, приведенных ниже тем
методических мероприятий.

8

Проблема № 1. Темы методических мероприятий:
№

Название темы

Цель

Познакомить педагогов с текстом и найти непонятные
педагогические понятия, найти выдержки из ФГОС ДО,
требующие более глубокого осмысления.
Познакомить педагогов с некоторыми определениями
2 Новые педагогические
понятий, переформулировать их понятным для языком, и
понятия
объяснить с точки зрения практики их применения в
работе педагога.
Познакомить педагогов с профессиональным стандартом
3 Профессиональный
педагога и кодексом профессиональной этики, обсудить
стандарт педагога и
кодекс профессиональной должностные обязанности педагога (воспитателя) в
этики (Круглый стол)
соответствии с ними, их периодичность, трудозатраты и
сравнить их с основными компетенциями, заложенными в
Стандарте п. 3.2.5.
Развивать у педагогов мировоззрение, профессионально ценностные ориентации и убеждения, соответствующие
задачам общества и учреждения, выработать единое
педагогического кредо, общие педагогические ценности.
Обеспечить психологическую поддержку педагогических
4 Профилактика
кадров, снизить уровень страхов и тревожности педагогов
профессионального
в процессе введения ФГОС ДО; предотвратить
выгорания педагогов
(с периодичность 1 раз в
«психологическое» выгорание педагогов; не допустить
6 месяцев, тренинг)
резкого падения самооценки педагогов; сформировать
уверенность в своих силах, целеустремленность, желание
профессионального роста.
Развивать коммуникативные умения педагогов, как
5 Педагог – публичный
человек (тренинг)
основы саморазвития, повышения качества работы
педагога и его самооценки, снижения уровня
тревожности.
Наметить общие для всех педагогов и индивидуальные
6 Пути повышения уровня
пути повышения квалификации, составить
профессиональных
индивидуальные образовательные маршруты педагогов и
компетенций и статуса
определить наставников для молодых специалистов по
педагога МА ДОУ № 42
(совет педагогов по
индивидуальному сопровождению профессионального
результатам первичного
роста.
заполнения
профессиональных
затруднений и
профессионального роста
педагогов в период
введения ФГОС ДО)
Оценить уровень саморазвития педагогов, сформировать
7 Саморазвитие
устойчивое стремление к повышению уровня
педагогов
(тренинг)
профессионализма, т.е. стремление к саморазвитию.
1 Педагогические
чтения. ФГОС ДО

9

Проблема № 2. Темы методических мероприятий:
№

Название темы

Цель

Педагогические чтения.
Знакомство с
комплексной
образовательной
программой дошкольного
образования (из реестра,
далее – КОП ДО)
Основная
образовательная
программа дошкольного
образования.

Познакомить педагогов с текстом КОП ДО, объяснить
непонятные педагогические понятия, найти точки
пересечения с работой МА ДОУ № 42, выдержки из КОП
ДО, требующие осмысления или которые надо взять на
заметку для работы.

3

Парциальные
программы,
технологии, формы
работы с детьми

4

Режим дня

5

Воспитательная
деятельность

Проанализировать используемые в ДОУ парциальные
программы, технологии, традиции и ритуалы, формы
работы с детьми, обсудить возможность их дальнейшего
использования в рамках ФГОС ДО и реализации ООП ДО,
дать стимул для появления новых традиций и ритуалов,
форм работы, технологий.
Проанализировать режим дня и образовательной
деятельности групп, циклограммы образовательной
деятельности, праздников и развлечений, обсудить их
возможность дальнейшего использования в рамках ФГОС
ДО и реализации ООП ДО, дать стимул для изменения
«ритма жизни» ДОУ и группы.
Познакомить педагогов с новой «Стратегией развития
воспитания в РФ на период до 2025 года» (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р),
проанализировать с этой позиции систему воспитательной
работы в ДОУ, обсудить необходимость внедрения новых
форм воспитательной работы, разработать новую модель
воспитательной работы в ДОУ. Развивать у педагогов
мировоззрение, профессионально-ценностные ориентации
и убеждения, соответствующие задачам общества и
учреждения, выработать единое педагогического кредо,
общие педагогические ценности и воспитательные
традиции.
Проанализировать с педагогами работу в рамках
регионального компонента в МА ДОУ № 42,
рекомендации в данном направлении работы, обсудить
необходимость внедрения новых форм работы, разработать
парциальную программу по реализации регионального
компонента.
Проанализировать наличие и использование в МА ДОУ №
42,
рабочих программ и методических разработок педагогов

1

2

6

7

Региональный
компонент
ООП ДО

Рабочие программы
и методические
разработки педагогов

Реализация плана деятельности Рабочей группы по
разработке основной образовательной программы
дошкольного образования (далее - ООП ДО).

10

МА ДОУ № 42 с точки зрения ФГОС ДО, обсудить
необходимость их внедрения в практику работы всех
педагогов ДОУ.
Познакомить педагогов с особенностями разработки
Адаптированные
адаптированных образовательных программ, разработать
образовательные
программы для детей ОВЗ их для каждого ребенка с ОВЗ
ДОУ, педагогического
сообщества

8

Проблема № 3. Темы методических мероприятий:
№
1

2

3

Название темы

Цель

Новый режим дня и
Образовательной
деятельности в
соответствии со
Стандартом и ООП ДО
Учебный план,
циклограмма и сетка
образовательной
деятельности педагога в
соответствии с ФГОС ДО
и ООП ДО
Тематический план,
перспективный и
календарный план

Разработать и обсудить новый режим дня и
образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
и ООП ДО.

4

Планируем вместе с
детьми!

5

Взаимодействие
педагогов в процессе
планирования
образовательной
деятельности в
соответствии с ФГОС ДО
и ООП ДО

Разработать и обсудить новый учебный план, циклограмму
и сетку образовательной деятельности педагога в
соответствии со Стандартом и ООП ДО, помочь педагогам
подобрать программно-методический комплекс для их
реализации.
Обеспечить связь плана с ООП ДО, показать особенности
нового плана, подходы к его разработке, особенности
планирования образовательной деятельности разных видов
и форм детской
деятельности, воспитательной работы с детьми.
Познакомить педагогов со структурой, технологией
разработки рабочей программы педагога.
Научить педагогов ставить цели и задачи образовательной
деятельности с позиций ФГОС ДО (от педагога и от
детей), планировать деятельность, проект и весь день
вместе с детьми в рамках «утреннего круга» и подводить
итоги дня в рамках «вечернего круга».
Проанализировать, имеющиеся формы взаимодействия со
специалистами в рамках планирования, разработать новую
модель взаимодействия в процессе планирования
образовательной деятельности

11

Проблема № 4. Темы методических мероприятий:
№

Название темы

Цель

1

Виды и формы
детской деятельности

Познакомить педагогов с особенностями каждого вида
и формы детской деятельности, особенностями их
организации

2

Построение
Образовательной
деятельности по принципу
индивидуализации
образования

3

Традиционное занятие
или занимательная
деятельность,
ситуация с позиций
ФГОС ДО.

Познакомить педагогов с понятиями «индивидуальный
подход в образовании», «индивидуализация в образовании»
и «индивидуальность», разграничить их путем сравнения,
определить с педагогами признаки «субъекта»
деятельности, осознать свою педагогическую позицию и
содержание своей педагогической деятельности для того,
чтобы сделать ребенка «субъектом» своего образования.
Показать особенности образовательной ситуации с позиций
ФГОС ДО, научить педагогов разрабатывать конспект
совместной образовательной деятельности разработанные
конспекты, сделать педагогический анализ.

4

Поддержка инициативы
детей в разных видах
деятельности?
Проекты как форма
познания мира и развития
субъектности у детей.
Познавательный
Интерес и потребности
(на основе опроса детей)
Приемы развития детской
любознательности

5

6

7

8

9

Создание условий
для развития
способностей и
творческого
потенциала детей.
Работа в центрах
активности по их
развитию.
Познание мира
ребенком через
экспериментальную и
исследовательскую
деятельность.
Играя, развиваем
(дидактические и

Разобраться вместе с педагогами в различных способах
поддержки детской инициативы, отработать на практике
умения в их реализации.
Разобраться вместе с педагогами в сущности проектной
деятельности с детьми, научить их планировать и
реализовывать педагогический и детский проект.
Уточнить вместе с педагогами круг познавательных
интересов наших детей и их потребностей, научиться
корректировать и организовывать свою образовательную
деятельность, исходя из них. Познакомить с приемами
развития детской любознательности, отработать их на
практике.
Познакомить детей с условиями для развития способностей
и творческого потенциала детей, сформировать у педагогов
педагогические умения необходимые для их развития.
Научить педагогов организовывать условия для
самостоятельной деятельности детей в центрах активности
с позиций Стандарта.

Познакомить педагогов с возможностями развития ребенка
через экспериментальную и исследовательскую
деятельность, технологией их проведения и особенностями
планирования в соответствии с образовательными задачами
или запросами детей, отработать умения педагогов по ее
проведению.
Познакомить педагогов с играми различной направленности
и особенностями их планирования, проведения, проиграть
12

10

11

12

13

14

развивающие игры, и другие
игры различной
направленности).
Игра как форма
организации
совместной
образовательной
деятельности с детьми.
(СОД в форме игрыпревращения, игрыпутешествия, сюжетнодидактической игры, игры фантазирования, игры –
экспериментирования,
режиссерской игры,
маршрутной игры,
дидактической игры)
Сюжетно – ролевая
игра

их, сформировать картотеки, апробировать на практике в
работе с детьми,
Показать особенности образовательной ситуации с позиций
Стандарта в форме игры, научить педагогов разрабатывать
конспект СОД, апробировать разработанные конспекты,
научить делать педагогический анализ.

Познакомить педагогов с технологией сопровождения
развития детской сюжетно – ролевой игры, особенностями
ее планирования, разработать сценарии и практически
отработать умения педагогов, сформировать картотеку по
сопровождению сюжетно – ролевой игры.
Актуальные
Провести анализ уже имеющихся технологий, сделать
технологии в рамках
мониторинг по использованию современных
ФГОС ДО
педагогических технологий в педагогическом сообществе,
(социально –
сформировать необходимый
коммуникативные, речевые, «технологический портфель» для реализации ООП ДО,
физкультурноотработать их использование педагогами на практике
оздоровительные,
коррекционные и др.)
Реализация
Отработать с педагогами реализацию парциальной
«Стратегии развития
программы по воспитанию и региональному компоненту.
воспитания в РФ на
Научить педагогов писать рабочие программы
период до 2025 года»
воспитательной направленности и их реализовывать в
(распоряжение
работе с детьми и их семьями.
Правительства РФ от 29
мая 2015 г. № 996-р)
и регионального
компонента.
Особые образовательные Познакомить педагогов с особенностями детей с разным
потребности отдельных
темпераментом, типом «восприятия» информации, уровнем
категорий детей
развития и отработать индивидуализацию работы с ними в
«Одарённые» дети
рамках единого образовательного пространства группы.
Научить подбирать и разрабатывать разноуровневые
задания для работы с детьми.

13

15

Особые образовательные
потребности отдельных
категорий детей
Дети ОВЗ

Познакомить с законодательными, организационными и
методическими основами работы в рамках инклюзивного
образования. Познакомить педагогов с особенностями
детей с ОВЗ и отработать индивидуализацию работы с ними
в рамках единого образовательного пространства группы.
Научить педагогов разрабатывать индивидуальные
программы сопровождения развития детей с ОВЗ и
осуществлять коррекционно – развивающую работу в
соответствии с ними, согласовывая ее со специалистами
ППк.

Проблема № 5. Темы методических мероприятий:
№
1

2

3

4

Название темы
Современные подходы к
созданию развивающей
предметнопространственной среды
МАДОУ № 42 (далее –
РППС), нормативно правовая база и
методические
рекомендации)
Лучший опыт МАДОУ
№ 42 по созданию РППС
ДОУ
Проектирование,
моделирование и
конструирование РППС
ДОУ в разных
возрастных группах
под задачи
образовательной
деятельности и тему
недели. Создание условий
для самостоятельной
деятельности детей в
центрах активности.
Перечень пособий и
оборудования для
разных возрастных
групп, кабинетов
специалистов для ДОУ.
Инвентаризация РППС,
ее анализ и составление
плана развития.

Цель
Познакомить педагогов с методическими
рекомендациями по созданию РППС ДОУ

Создавать условия для РППС, анализировать ее с
педагогами.
Поделиться опытом друг с другом по проектированию,
моделированию и конструированию РППС в разных
возрастных группах под задачи образовательной
деятельности и тему недели, провести практикумы,
смотры-конкурсы, научиться проводить мониторинг
качества РППС ДОУ.

Разработать перечень пособий и оборудования для разных
возрастных групп, кабинетов специалистов, провести с
педагогами инвентаризацию групп, кабинетов и анализ
укомплектованности РППС МАДОУ согласно этому
перечню, составить с педагогами планы развития РППС
МА ДОУ № 42.

14

Проблема № 6. Темы методических мероприятий:
№

Название темы

Цель

1

Электронный
документооборот в
работе педагога и
ДОУ.
Электронная почта.
Возможности ИКТ
технологий в ДОУ.
Мультимедийные
продукты в работе с
детьми.
Интернет как источник
профессиональной
информации для
педагогов и возможность
трансляции своего
педагогического опыта

Научить педагогов вести документооборот в электронном
виде и профессиональное общение с администрацией через
электронную почту (отчеты, планы, самообразование и
т.д.)

2

3

Научить педагогов пользоваться оборудованием,
сформировать банк мультимедийных продуктов для
работы с детьми и родителями, научить самостоятельно
готовить презентации для решения образовательных задач,
работы с родителями, участия в конкурсах
Научить педагогов пользоваться интернетом для поиска
информации и общения с педагогами, познакомить с
электронными образовательными ресурсами и
педагогическими сообществами, помочь в оформлении
личных страничек, активизировать участие педагогов в
конкурсах, вебинарах и т.д.

Проблема № 7. Темы методических мероприятий:
№

Название темы

1

Нормативно –
Познакомить педагогов с основными документами,
правовая база работы
регламентирующими работу педагога с семьями
с семьями воспитанников воспитанников, обговорить область их применения на
практике
«Взаимодействие с
Познакомить педагогов с подходами к взаимодействию с
семьями воспитанников» семьями воспитанников в различных ПООП ДО (реестр +
ФИРО), обсудить возможность применения в работе
отдельных форм и методов работы с семьями,
рекомендованных в этих программах.
Проблемы выстраивания Провести анализ проблем, которые возникают у педагогов в
партнерских отношений с ходе работы с родителями, в ходе дискуссии попробовать
семьей и пути их решения найти пути их решения.
Образовательная
Сформировать вместе с педагогами «круг образовательной»
ответственность
ответственности родителей и соответственно необходимые
родителей
мероприятия по повышению уровня их психолого –
педагогических знаний и умений для его реализации.
Организация активных
Познакомить педагогов с разнообразием форм работы с
форм повышения
родителями, особенностями их организации и проведения,
компетентности
научить разрабатывать конспекты мероприятий и
родителей и включения в отработать навыки их проведения.
образовательную
деятельность ДОУ
(совместные практикумы,
образовательные проекты,

2

3

4

5

Цель

15

родительские мастер –
классы, выставки
семейного творчества,
тематические
родительские собрания и
др).
Групповая страничка на
сайте МАДОУ № 42.

6

7

Планирование работы
с родителями: от
задач к формам их
реализации.

8

Модель
взаимодействия с
семьями воспитанников.

Помочь педагогам в открытие и ведение групповой
странички, обсудить с ними круг методических тем для
повышения компетентности родителей, научить их писать
статьи педагогической направленности для родителей
Познакомить педагогов с планированием работы с
родителями в соответствии с ФГОС ДО, с учетом
образовательных запросов семей и их образовательных
инициатив, научить разрабатывать планы и проводить их
корректировку.
Разработать совместно с педагогами «новую» модель
взаимодействия с семьями воспитанников в рамках ДОУ.

Проблема № 8. Темы методических мероприятий:
№

Название темы

1

Мониторинг
индивидуального
развития детей с позиций
ФГОС ДО и КОП ДО

2

3

4

5

Цель

Познакомить педагогов со взглядом на мониторинг в
ФГОС ДО и ООП ДО, обсудить возможность реализации
данных предложений в ДОУ, проанализировать,
используемый до этого мониторинг,
разработать и обсудить мониторинг к новой ООП ДО.
Познакомить педагогов с позицией ФГОС ДО и КОП ДО
Мониторинг
по вопросу проведения педагогической диагностики
освоения детьми
(мониторинг освоения детьми образовательной
ООП ДО
программы), проанализировать, используемый до этого
мониторинг, разработать и обсудить мониторинг к новой
ООП ДО.
Познакомить педагогов с технологией проведения
Наблюдение, как
наблюдения, обсудить вопрос их переработки и разработки
форма мониторинга
новых карт наблюдений, практически отработать с
развития детей.
педагогами умения по проведению наблюдения по новым
картам, научить проводить анализ, полученных
результатов.
Познакомить педагогов с диагностической технологией
Диагностическая
«детского портфолио», обсудить структуру «детского
технология «детское
портфолио» в каждой группе, апробировать технологию на
портфолио»
практике, научить проводить анализ, полученных
результатов.
Познакомить педагогов с технологией создания различных
Создание различных
диагностических ситуаций под диагностические задачи,
диагностических
ситуаций (дидактические разработать их и апробировать на практике, научить
проводить анализ, полученных результатов.
игры, проблемные,
16

6

7

8

9

10

11

12

игровые ситуации и др.)
Анкеты, тесты, детские
вопросники как формы
диагностики
Диагностическая
технология «лесенка
успеха» как форма
мониторинга развития
детской деятельности
Включение родителей
в мониторинг детского
развития.
Собеседование с
родителями по
результатам
мониторинга
Правила педагогической
этики в период
проведения мониторинга
Особенности
мониторинга
развития для детей ОВЗ

Познакомить педагогов с технологией разработки анкет,
тестов и детских вопросников под диагностические задачи,
разработать их и апробировать на практике, научить
проводить анализ, полученных результатов.
Познакомить педагогов с диагностической технологией
детской деятельности - «лесенка успеха», апробировать ее
на практике и научить проводить анализ, полученных
результатов.
Продумать включение родителей в мониторинг детского
развития, апробировать на практике, научить родителей
самостоятельно проводить анализ, полученных
результатов.
Отработать с педагогами умения проведения
собеседования с родителями по результатам мониторинга,
выполнение правил педагогической этики.

Проанализировать имеющуюся модель мониторинга
динамики детского развития детей с ОВЗ, отработать
взаимодействие всех педагогов с детьми ОВЗ

Проанализировать с педагогами, имеющуюся модель
Модель мониторинга
развития детей в МАДОУ мониторинга и обсудить новую модель, сформировать под
нее диагностический инструментарий, запустить новую
№ 42
модель в работу ДОУ, отработать взаимодействие всех
педагогов МА ДОУ № 42 в рамках данной модели
мониторинга.
Отработать на практике умения по корректировке
Корректировка
образовательных задач по результатам нового
образовательных
мониторинга.
задач по результатам
мониторинга
Проанализировать, сложившуюся систему работы ППК,
Организация работы
продумать возможные ее изменения, запустить новую
ППК.
модель в работу ДОУ.

Проблема № 9. Темы методических мероприятий:
«Оценка уровня квалификации педагогических работников — это важный этап
профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счет
получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и
проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития
педагога». Сделать педагога субъектом своего профессионального роста - одна из актуальных
и трудных задач, стоящих перед старшим воспитателем детского сада.

17

№ Название темы

Цель

1

Педагогическая оценка
уровня квалификации
педагога с позиций
ФГОС ДО и
Профессионального
стандарта педагога

2

Индивидуальная карта
мониторинга
профессиональных
и профессионального
роста педагогов в
период ФГОС ДО и
Профессионального
стандарта педагога.
Индивидуальный
образовательный
маршрут
профессионального роста
Контроль
образовательной
деятельности с
позиций ФГОС ДО и
Стандарта педагога

Познакомить педагогов с разными авторскими методиками
оценки уровня профессиональной компетентности
педагога, а также с подходами к ней с позиций Стандарта и
Стандарта педагога. Определить наиболее актуальные
показатели оценки уровня профессиональной
компетентности для дальнейшего включения их в карты
оценки уровня профессиональной компетентности педагога
внутри ДОУ.
Познакомить педагогов с картой мониторинга
профессиональных затруднений и профессионального
роста педагогов, научить ее
заполнения для составления индивидуального
образовательного маршрута профессионального роста.
Познакомить педагогов с возможностями использования
для профессионального роста, наставничества внутри ДОУ,
общения в рамках профессиональных сообществ,
конкурсов, конференций, методических объединений и т.д.

3

4

Мониторинг качества
образования в
современных условиях.

5

Информационная
открытость работы
ДОУ в соответствии с
ФЗ «Законом об
образовании в РФ»

Познакомить педагогов с новыми картами контроля и
самоконтроля образовательной деятельности педагога,
научить педагогов по ним делать самоанализ и
взаимоанализ педагогической деятельности.
Познакомить педагогов с отличием тематического и
оперативного контроля, положениями о контроле в ДОУ,
правилами поведения педагога и контролирующего лица в
процессе контроля образовательной деятельности.
Познакомить педагогов с педагогическим отчетом об
образовательной деятельности как формой контроля, его
видами, правилами оформления.
Познакомить педагогов с современными требованиями к
качеству образования, нормативной базой по данному
вопросу, обсудить вопрос оценки качества образования
внутри ДОУ, разработать новую модель оценки качества
образования и отладить взаимодействие всего коллектива в
рамках ее реализации.
Познакомить педагогов с требованиями к сайтам ДОУ,
информационной открытости работы ДОУ. Обсудить новое
положение о сайте ДОУ, взаимодействие всех педагогов в
его своевременном наполнении..

18

4. Формы и методы работы
Задачи
1.Разработать системный
подход к организации
непрерывного образования и
повышения
профессиональной
компетентности
педагогических кадров ДОУ

Формы и методы работы
 применение таких интерактивных методов как:
деловые игры, Мозговой штурм, презентация.
 создание
внутренней
системы
повышения
квалификации (теоретические семинары, деловые
игры, практикумы, творческие группы и т. д.).
 сотрудничество
с
отделом
образования
г.
Краснотурьинска,
институтами
повышения
квалификации педагогов.

2.Повышать мотивацию
педагогов для активного
внедрения инновационных
технологий и участия в
конкурсном движении.

 промежуточная диагностика уровня инновационного
потенциала педагогического коллектива.
 разработка системы мер поощрения творческих
педагогов, проведение конкурсов разного уровня.

3. Совершенствовать систему  развитие восприимчивости педагогов к новшествам
научно-методической работы,
через
тренинги,
дискуссионные
площадки,
её организация.
творческие игры, мастер-классы, повышение уровня
новаторства и творческой активности воспитателей в
коллективе;
 разработка индивидуальных программ личностного
развития педагогов
4. Активизировать
 разработка педагогами авторских программ,
творческий потенциал
проектов, специальных семинаров;
педагогов по обобщению
 активное участие педагогов в методической работе на
передового педагогического
уровне ДОУ, района: работа в составе проблемноопыта и его распространения.
творческих групп,
 участие в работе научно-практических конференций;
5. Формировать образ
 обобщение опыта своей работы в виде публикаций;
успешного педагога через
 участие в выставках материалов передового
формирование и
педагогического опыта;
своевременное ведение
 ведение собственных сайтов;
портфолио
 своевременное ведение и пополнение портфолио
педагогов;
 наставничество у молодого специалиста.
6. Создать систему
 анализ кадровой ситуации в системе ДОУ
закрепления молодых
прогнозирование потребности в педагогических
специалистов в ДОУ.
кадрах на последующие учебные годы.
 Привлечение в систему образования молодых кадров
путем материальной поддержки и обеспечения
методического сопровождения.

19

5. Принципы












Принцип уважения к личности педагога и учета его индивидуальных особенностей при
сохранении общих требований в рамках Стандарта педагога.
Принцип непрерывности профессионального развития педагогических работников (задан
федеральным государственным образовательным стандартом)
Принцип партнёрства (предполагает определение круга актуальных и потенциальных
партнёров в образовательном пространстве детского сада, города, консолидацию их
усилий, обеспечение устойчивости развития за счёт системного эффекта взаимодействия)
Принцип саморазвития (определяет приоритетность актуализации внутренних источников
развития, интенсификацию развития, способность адаптироваться в изменившейся
ситуации)
Принцип практической ориентации обучения педагогов. Как считает Н.В. Немова,
обучение педагогов через практическую образовательную деятельность и только тому, что
необходимо в практике работы педагога.
Принцип целостности методического сопровождения (теоретическая подготовка –
практика – самообразование – профессиональное общение).
Принцип оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода (требует от
методистов проявлять способность к быстрому приему образовательной информации и его
передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов учреждения и их
методический «заказ»).
Принцип поддержки педагогической инициативы и творчества. Инициативность педагогов
необходимый источник саморазвития всей образовательной системы и профессионального
роста самого педагога, особенно если он направлен на развитие педагогического
творчества. Очень важна инициатива у педагогов в преобразовании педагогической
ситуации, так как "путь от приспособления к педагогической ситуации до ее
преобразования и составляет динамику творчества педагога"
Принцип системного контроля, самоконтроля и взаимоконтроля образовательной
деятельности педагогов, так как правильно организованный системный контроль
стимулирует профессиональный рост педагога.
6. Ресурсное обеспечение Программы

Кадровое обеспечение.
Для повышения эффективности методической работы педагогический коллектив детского
сада разделен на четыре группы, педагоги, которые отличаются уровнем профессионального
мастерства. Определены задачи профессионального развития каждой группы, а также формы
работы с педагогами по двум направлениям развития: совершенствование профессиональных
компетенций и непрерывность профессионального развития.
Первая группа
Педагоги обладают высокими педагогическими способностями, главные проводники новых
технологий. Имеют первую квалификационную категорию
Вторая группа
Педагоги, совершенствующие педагогическое мастерство. Имеют первую квалификационную
категорию
Третья группа
Педагоги на этапе становления педагогического мастерства. Группу составляют педагоги,
аттестованные на соответствие занимаемой должности
Четвертая группа
Молодые педагоги.
20

Обеспечение Программы:
Материально-техническое
обеспечение
Технические средства
обучения:
мультимедийный проектор
(2),
ноутбук (6),
компьютер (2),
телевизор ( 2),
магнитофон (4),
принтер (3),
фотоаппарат (1).

Методическое обеспечение:
Медиатека; необходимый
дидактический материал;
библиотека учебнометодической литературы и
подписных методических
изданий.

Информационное
обеспечение:
Подключена сеть Интернет
Регулярно обновляется банк
нормативно-правовой
документации ДОУ.
Педагоги ДОУ- 100%
владеют ИКТ.

7. Механизм реализации программы
1. Диагностический этап
Основное содержание. Разработка диагностических карт профессионального мастерства.
Проведение анкетирования, в результате которого выясняется, по каким направлениям
воспитатель хотел бы усовершенствовать свои знания, в чем заключаются трудности в
профессиональной деятельности.
Практический результат. Разработка индивидуального маршрута профессионального
развития педагога.
2. Практический этап.
Основное
содержание.
В
процессе
практической
деятельности
происходит
совершенствование теоретических знаний и практических навыков; разнообразные формы
позволяют передавать опыт, знакомиться с новыми технологиями воспитания, образования и
развития дошкольников; система дополнительного образования предоставляет реальные
возможности для совершенствования профессионализма личности и деятельности
Практический результат. Разработка рекомендаций по планированию, организации и
проведению образовательной работы с детьми. Разработка конспектов (технологических карт)
мероприятий, проектов, методических пособий.
3. Аналитический этап.
Основное содержание. Объективная оценка уровня профессионализма, актуализация
потенциальных способностей и активизация внутренних резервов.
Мониторинг роста
профессионального
мастерства педагогов

Оформление
портфолио педагога

Аттестация
педагогических
кадров

Практический результат.
Осуществление рейтинговой системы оценки качества
образовательной деятельности как инструмента развития и саморазвития воспитателей.

21

8. План реализации Программы.
Мероприятия

Планируемый
результат
1. Мониторинг актуального состояния Статистические
кадровой обстановки в ДОУ.
данные
мониторинга
2. Разработка и внедрение в практику
положения о стимулирующей части
оплаты труда работников бюджетной
сферы, определение критериев качества
педагогической и иной деятельности в
рамках образовательного процесса

Внесение
изменений
в
положение
о
системе оплаты
труда
и
стимулирующей
части
оплаты
труда
3. Разработка стратегии повышения Укомплектованно
привлекательности
ДОУ
для сть кадрами
квалифицированных кадров
- комплекс мероприятий по привлечению
к работе в ДОУ молодых специалистов
(система материального стимулирования
молодых
специалистов,
тренинги
коммуникативного
взаимодействия
в
коллективе, внедрение наставничества);
комплекс
мероприятий
по
стимулированию педагогического труда
работников
учреждения
(создание
оптимальных условий для самореализации
через
конкурсы
проф.
мастерства,
проектную деятельность, обеспечение
возможности
дальнейшего
обучения,
возможности повышения квалификации,
аттестации на более высокую кв.
категорию,
материальное
стимулирование);
- комплекс социально-ориентированных
мероприятий
(материальное
стимулирование,
обеспечение
возможности транслировать передовой
опыт, создание безопасных условий
труда);
- комплекс мероприятий по поддержанию
кадров с большим трудовым стажем
(мероприятия
по
профилактике
профессионального выгорания и др.)
Организация работы по повышению Высококвалифици
профессиональной
компетентности рованный,
сотрудников ДОУ:
стабильно
- разработка программы повышения работающий
уровня профессионального мастерства;
коллектив
22

сроки
ежегодн
о
2018,
2020г.

ответствен
ный
Заведующий
МА ДОУ,
Старший
воспитатель
Заведующий
МАДОУ,
Рабочая
группа
из
числа
педагогов

20182022гг.

Заведующий
МА ДОУ
старший
воспитатель

ежегодн
о

Заведующий
МА
ДОУ
Старший
воспитатель

- систематическая курсовая подготовка
сотрудников учреждения; - повышение
правовой
культуры
сотрудников
учреждения в рамках деятельности
нормативно-правового лектория
- обеспечение возможности для занятий
опытно-экспериментальной
и
исследовательской деятельностью
- мониторинг эффективности мероприятий
по
повышению
профессиональной
компетентности сотрудников ДОУ.
5.
Мероприятия
по
аттестации
педагогического персонала:
изучение
нормативно-правовых
документов,
регламентирующих
процедуру аттестации педагогических и
руководящих работников, приведение в
соответствие
с
современными
требованиями нормативных актов ДОУ;
портфолизация
педагогического
персонала;
- систематизация банка передового
педагогического опыта разного уровня;
6.Совершенствование и утверждение в
новой
редакции
локальных
актов
учреждения, касающихся деятельности
сотрудников
(Правила
внутреннего
трудового
распорядка,
должностные
инструкции,
Коллективный
договор,
положения).

Повышение
2018квалификационно 2022 гг.
й
категории
педагогического
персонала
учреждения.

Старший
воспитатель
Педагоги
ДОУ

Нормативные
документы.

Заведующая
ДОУ

20182022 гг.

Школа профессионального мастерства.
Мероприятия для профессионального роста начинающих педагогов
Мероприятия
Ответственный
Планируемые
результаты
1. Стимулирование
Система материального стимулирования и Заведующий
Выплата
поддержки молодых специалистов
Рабочая группа по стимулирующего
распределению
характера
стимулирующих
выплат из числа
педагогов
2. Самообразование
Помощь педагогу в выборе темы Старший
Формулировка темы
самообразования
воспитатель
самообразования
Сопровождение педагогов по теме Старший
Рекомендации по теме
самообразования
воспитатель
самообразования
Представление результатов работы по Старший
Выступление на
теме самообразования на заседании воспитатель
заседании
методического объединения.
методического
23

объединения
3. Наставничество
План работы с молодыми педагогами.
Заведующий,
старший
воспитатель

Обеспечение
стартовых
возможностей
для
повышения
уровня
профессионального
роста
молодого
педагога.
Адаптация молодых
специалистов к
условиям работы в
детском саду.
Совершенствование
личностных
и
профессиональных
качеств
4. Подготовка и прохождение аттестации
Информационное
сопровождение Старший
Повышение удельного
подготовки и прохождение процедуры воспитатель
веса численности
аттестации
педагогических
работников ДОУ
прошедших
аттестацию на
подтверждение
соответствия
занимаемой должности
Повышение квалификации в процессе Заведующий,
Укомплектованность
получения высшего образования
старший
ДОУ педагогическими
воспитатель
кадрами, имеющими
высшее
профессиональное
образование.
Предоставление воспитателю (педагогу) Старший
Повышение удельного
возможности выбора образовательных воспитатель
веса численности
учреждений
для
повышения
педагогических
квалификации
работников ДОУ,
повысивших
квалификацию в
институтах повышения
квалификации,
педагогических
классических
университетах.
5. Профессиональный рост педагогов с использованием оснащения методического
кабинета
Предоставление
информационных Заведующий,
Повышение удельного
ресурсов в сфере профессионального старший
веса численности
образования и ИКТ
воспитатель
педагогических
работников ДОУ,
24

пользователей ИКТ.
Функционирование медиатеки

Старший
воспитатель

Повышение удельного
веса численности
педагогических
работников ДОУ
6. Участие во внутренних и муниципальных мероприятиях, направленных на
повышение уровня профессионального роста педагогов
Организация участия во внутренних, Старший
Включенность в работу
муниципальных,
региональных воспитатель
и участие в их
мероприятиях,
направленных
на
подготовке. Овладение
повышение уровня профессионального
педагогами
роста
педагогов
(семинаров,
различными
консультаций, конференций т. д)
технологиями
обучения, развития и
воспитания.
Мероприятия для профессионального роста педагогов со стажем
1. Стимулирование
Система материального стимулирования и Заведующий
Стимулирование
поддержки
Рабочая группа по педагогических
распределению
работников к
стимулирующих
получению
выплат из числа максимального
педагогов
количества процентов
по соответствующим
критериям,
указывающим на
профессиональный
рост педагога
2. Самообразование
Помощь педагогу в выборе темы Старший
Формулировка темы
самообразования
воспитатель
самообразования
Сопровождение
педагога
по
теме Старший
Рекомендации по теме
самообразования
воспитатель
самообразования
Предоставление результатов исследования Старший
Выступление педагога
по теме самообразования на МО, воспитатель
на заседании МО,
педагогическом совете.
педагогическом совете,
конференции, секции
дошкольного
образования
3. Подготовка и прохождение аттестации
Информационное
сопровождение Старший
Повышение удельного
подготовки
прохождения
процедуры воспитатель
веса численности
аттестации
педагогических
работников ДОУ,
прошедших
аттестацию на
подтверждение
соответствия
занимаемой
25

должности, из них доля
подтвердивших
соответствие.
4. Предоставление информационных ресурсов в сфере профессионального
образования
Пополнение библиотеки ДОУ
Старший
Повышение удельного
воспитатель
веса численности
педагогических
работников, ставших
читателями библиотеки
ДОУ.
Функционирование медиатеки
Старший
Повышение удельного
воспитатель
веса численности
работников ДОУ,
ставших пользователями
медиатеки.
5. Участие в мероприятиях, направленных на повышение уровня
профессионального роста педагогов.
Организация
участия
педагогов
в Старший
Включенность
мероприятиях
на
разных
уровнях, воспитатель
педагогов в работу на
направленных на повышение уровня
различных
уровнях,
профессионального роста педагогов
участие
в
их
(семинаров, консультаций, конференций и
подготовке. Овладение
т. д.)
педагогами
различными
технологиями
обучения, развития и
воспитания
Обобщение педагогического опыта через Старший
Диссеминация
участие
в
профессиональных воспитатель
педагогического опыта в
мероприятиях различного уровня
профессиональных
мероприятиях
различного уровня,
периодических
изданиях, сети Интернет
9. Ожидаемые результаты Программы развития кадрового потенциала.
1.
2.
3.
4.

Повысится уровень профессиональной компетентности педагогических кадров;
Улучшится психологический климат в педагогическом коллективе;
Повысится социальный статус воспитателя и имидж МА ДОУ № 42;
Увеличится доля педагогических работников, реализующих инновационные
педагогические технологии, авторские программы, принимающих участие в
профессиональных конкурсах, конференциях и других педагогических
мероприятиях разных уровней;
5. Внедрён ФГОС ДО, Профессиональный стандарт;
6. Организована работа в «Школе молодого педагога» для оказания методической
помощи молодым специалистам;
7. Внедрены современные технологии в образовательную деятельность;
26

8. Повысится качество оказываемых образовательных услуг;
9. Будут
разработаны
Образовательная
программа
и
Адаптированные
образовательные программы МА ДОУ № 42, инновационные проекты
10. Сформирован творческий, креативный коллектив педагогов.
10. Мониторинг реализации Программы «Поддержка и развитие кадрового
потенциала»
Система мониторинга
Мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогических работников
осуществляется на основе квалификационных характеристик должностей работников
образования и самооценки педагогической деятельности. Мониторинг осуществляется через
изучение опыта работы педагога, заинтересованности в инновациях, овладения
педагогическими технологиями, готовности к саморазвитию, результатов участия в
семинарах, практических занятиях, степени участия в повышении квалификации. Данные
критерии учитываются при стимулировании труда сотрудников, как основы для механизма
взаимосвязи новой системы оплаты труда и уровня профессиональной квалификации.
Основными критериями оптимальности результатов методической работы в МА ДОУ № 42
являются:
1. Соответствие содержания образовательной деятельности целям дошкольного образования.
2. Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности.
3. Критерий результативности образовательной деятельности.
4. Критерий роста удовлетворённости семей воспитанников.
Критерии мониторинга Программы
Индикатор
Формы
и Объект
Периодичность Ответственный
методы
Соответствие содержания образовательной деятельности целям дошкольного
образования
Использование
Наблюдение за Педагоги
1 раз в год (май) Старший
современных
педагогической
воспитатель
образовательных деятельностью,
программ
и экспертиза,
технологий
контроль
Использование
Беседа, анализ, Педагоги
1 раз в год (май) Старший
информационных наблюдения,
воспитатель
технологий
отчет
на
педчасах
Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической
деятельности.
Участие в работе Карта
Педагоги
В
течении Старший
творческих групп наблюдений
учебного года
воспитатель
по
проблемам
ДОО
Осуществление
Анкетирование,
Педагоги
В
течение Старший
самообразования тестирование,
учебного года
воспитатель
самооценка,
беседа
Критерий результативности образовательной деятельности
27

Реализация
Мониторинг
Дети
2 раза в год
образовательных освоения
программ ДОО в образовательной
полном объеме
программы
Обобщение
и Карта
Педагоги
1раз в год
презентация
наблюдений
педагогического
опыта
Критерий роста удовлетворённости семей воспитанников
Удовлетворение
Анкетирование,
педагоги
1раз в год (май)
образовательных беседа,
потребностей
самооценка
детей, родителей
(законных
представителей),
общества

Старший
воспитатель
Старший
воспитатель

Старший
воспитатель

Профессиональная (нормативно-документационная, методическая и образовательная)
деятельность педагогов оценивается по 5-бальной шкале. На основе полученных данных
каждый педагог составляет индивидуальный план корректирующих действий и мероприятий.
Критерии и показатели профессионального роста педагогов.
Критерии
Индикаторы
Оптимизация
деятельности Повышение качества ДОО
педагогических кадров
Количество педагогов, принимавших активное участие в
различных конкурсах педагогического мастерства
Количество педагогов детского сада, пожелавших
представить и обобщить свой опыт работы
Обеспечение
непрерывного Повышение квалификации и наращивание кадрового
профессионального
потенциала в ДОО
образования
Создание условий для повышения и изменения статуса
педагогов
Создание условий для самореализации и личностного роста
педагогов в разработке и реализации образовательных
проектов
Поддержка позитивной рабочей атмосферы в хоте
реализации проектов
Совершенствование материально-технических условий
деятельности педагогов
Повышение
Создание условий для профессионального роста педагогов
удовлетворенности
Обновление содержания образования и его технологий
образовательным
процессом Представление педагогам пространства для педагогической
его участников
инициативы
Улучшение результативности деятельности педагогов за
счет роста мотивации и педагогического мастерства
Обобщенные данные мониторинга позволят прогнозировать направления методической
работы с педагогическим коллективом, определять его эффективность.

28

Система работы по комплексному развитию профессиональной компетенции педагогических
кадров способствует достижению нового качества воспитания, совершенствованию
имеющихся у педагогических работников профессиональных компетенций.
Показатели результативности.
Показатели
На 01.09.2018г
Доля
педагогических
работников,
эффективно
использующих
70 %
современные педагогические технологии
Доля педагогических работников, включенных в разработку и реализацию
30 %
индивидуальных программ
Доля педагогических работников, обобщивших опыт работы на
59 %
различных уровнях
Доля педагогических работников, прошедших курсовую подготовку
89 %
Доля педагогических работников, повысивших квалификационную
0%
категорию
Доля педагогических работников, успешно адаптированных в детском
90 %
саду

Заключение
Программа обеспечивает стабильную работу педагогического коллектива, полноценное,
всестороннее развитие и воспитание детей, качественное усвоение ими программного
материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, а также
повышение эффективности образовательной деятельности МА ДОУ № 42.

29

Приложение № 1 к Программе
методического сопровождения
педагогических кадров МА ДОУ № 42 по
повышению профессиональной
компетенции» на 2018-2022 годы
Анкета для определения отношения педагогов к инновационной деятельности
в дошкольной образовательной организации
Уважаемые коллеги!
В настоящее время внедрение инноваций в работу дошкольного образовательного учреждения
– важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Целью инновационной деятельности является улучшение способности педагогической системы
дошкольного образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов
образования. Достижение этой цели возможно при условии включения педагогического коллектива в
инновационную деятельность и готовность к ней педагогов. Для того чтобы определить ваше
отношение к инновационной деятельности просим ответить на следующие вопросы.
1. Как вы относитесь к инновационной деятельности, осуществляемой в ДОУ? _________________
2. Готовы ли вы были к осуществлению инновационной деятельности в ДОУ? _________________

3. Изменился ли и как в результате инновации уровень вашей профессиональной подготовки?
_____________________________________________________________________________________
4. Как повлияло нововведение на уровень и качество обученности и воспитанности детей вашей
группы?
_________________________________________________________________________________

5. Увеличилась ли образовательная нагрузка с учетом инновационной деятельности? __________
6. Считаете ли вы, что нововведение прошло (проходит) удачно? ___________________________
7. Что, по-вашему, не получилось (не получается)? _______________________________________
8. Какими результатами вы удовлетворены полностью? ___________________________________
9. Хотели бы вы дальше использовать данную инновацию в работе и как? ____________________
10. Хотели бы вы в будущем заниматься инновационной работой? ___________________________
Какой?______________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!

30

Оценочный лист ключевых компетенций педагогов дошкольного образования
Уважаемый педагог! Оцените степень выраженности имеющихся у Вас представлений
и способов профессиональной деятельности. Оценивание проводиться по трехбалльной
шкале.
1.Теоретические представления.
3 балла – Вы выделяете педагогические факты и явления, рассматриваете их развитие,
объясняете и раскрываете их смысл.
Можете воспроизвести во внутреннем плане
последовательность действий, т.е. описать, почему надо делать именно так.
2 балла – Вы распознаете педагогические явления, выделяете и описываете их
важнейшие внешние наблюдаемые признаки, однако затрудняетесь в установлении
взаимосвязи отдельных педагогических явлений, описании последовательности действий при
осуществлении определенного способа деятельности, т.е. в описании, почему нужно делать
так именно так.
1 балл – Вы затрудняетесь в распознавании педагогических явлений, выделений и
описании их важнейших внешне наблюдаемых признаков.
Таблица 1
№п/п
Балл
1.1.1
О педагогическом анализе
1.1.2
О содержании дошкольного образования
1.1.3
О формировании системы целей и задач дошкольного образования
1.1.4
О содержании реализуемой программы дошкольного образования
1.1.5
О принципах построения образовательного процесса в ДОУ
1.1.6
О необходимым материально-техническом оснащении образовательного
процесса
1.1.7
О способах педагогического исследования
1.1.8
О передовом педагогическом опыте, педагогических инновациях
1.2.1
О социальном заказе, предъявляемом к дошкольной образовательной
системе
1.2.2
О психолого-педагогических и возрастных особенностях детей
1.2.3
О содержании средств, форм и методов передачи содержания
дошкольного образования
1.2.4
О содержании учебных материалов, используемых
в дошкольном
образовании
1.2.5
О принципах отбора и композиции учебного материала
1.2.6
О требованиях к педагогическому исследованию
1.2.7
О прогнозировании педагогических исследований
1.3.1
О видах планирования образовательного процесса в ДОУ
1.3.2
О проектировании методического и дидактического оснащения занятий
1.3.3
Об этапах познавательной деятельности детей
1.3.4
О методах педагогического исследования
1.3.5
О проектировании содержания педагогического исследования
1.3.6
О создании предметно-развивающей среды в ДОУ
1.3.7
О проектировании самообразовательной деятельности
2.1.1
О видах педагогической диагностики
2.1.2
Об основных средствах, формах и методах педагогического оценивания
детей
2.1.3
О видах педагогической деятельности
2.1.4
О функциях педагогической деятельности
31

2.1.5
3.1.1
3.1.2

Об оценивании профессионально-педагогической деятельности
Об информировании детей о предстоящей деятельности
О логике изложения материала, об образности, интонационной
выразительности речи
3.1.3
Об организации совместной деятельности
3.2.1
О развитии субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности
3.2.2
О демонстрации выполнения дошкольниками разных видов деятельности
3.2.3
О поддержании внимания детей
3.2.4
О контроле и коррекции хода деятельности детей
3.2.5
Об организации самообразования
3.3.1
О формировании у детей ценностного отношения к миру
3.3.2
Об ориентации детей в предстоящей деятельности
3.4.1
Об инициировании активности детей
3.4.2
О создании атмосферы заинтересованности в результате деятельности
3.4.3
О формировании мотивов поведения детей
4.1.1
О педагогическом воздействии
4.1.2
О педагогической оценке, ее функциях
4.1.3
О педагогическом общении с детьми
4.2.1
О создании положительного психологического климата в группе
4.2.2
О создании «ситуации успеха»
4.2.3
О педагогическом конфликте
4.2.4
Об этической защите детей
4.3.1
О сигналах вербальной и невербальной коммуникации
4.3.2
О проявлении переживаний, состояний детей
Всего баллов
Технология формирования оценочного листа основана на отражении совокупных
коллективных представлений об актуальных и инновационных способах профессиональной
деятельности педагогов ДОУ, определяемых самими педагогами в ходе работы с оценочными
листами. Работа над заполнением оценочных листов обеспечивает рефлексию собственной
деятельности.
Обработка оценочных листов предполагает подсчет поставленных баллов. Суммарные
значения по обоим листам складываются и делятся пополам.
Для определения уровня профессиональной компетенции полученное количество
баллов соотноситься с баллами таблицы 3..
Использование оценочных листов дает возможность обеспечить индивидуализацию
содержания образовательной программы повышения квалификации в ДОУ, при
самообразовании, а также способствует развитию рефлексивных умений педагога.

32

Приложение № 2 к Программе повышения
профессиональной компетенции педагогов
2.Способы профессиональной деятельности
3 балла – Вы самостоятельно выдвигаете подтвержденные фактами, серьезными
доводами перспективные цели деятельности, выбираете наиболее действенные средства и
методы достижения цели в связи с оценкой условий деятельности, результат своей
деятельности обоснованно прогнозируете и оцениваете собственные действия по его
достижению.
2 балла – Вы применяете теоретические знания для решения стандартных задач
профессиональной деятельности, т.е. определяете цели деятельности в конкретных условиях
педагогической задачи, выбираете и обосновываете средства и способы достижения
поставленной задачи, оцениваете полученный результат с точки зрения его соответствия
поставленной педагогической задаче, однако затрудняетесь в оценке собственных действий.
1 балл – Вы не всегда осознанно применяете теоретические знания для решения
стандартных задач профессиональной деятельности, затрудняетесь в определении
педагогических целей в конкретных условиях, обосновании средств и способов достижения
поставленной задачи, оценке результата с точки зрения его соответствия поставленной
педагогической цели и собственных действий по его достижению.
Таблица 2
№п/п
Балл
1.1.1
Определение причин, мотивов, целей педагогических явлений и
выявление их взаимосвязи
1.1.2
Анализ учебно-образовательной информации с учетом педагогических
целей
1.1.3
Определении соответствия поставленных целей конкретным задачам
развития детей
1.1.4
Анализ содержания учебных материалов
1.1.5
Анализ эффективности форм организации обучения и форм занятий
1.1.6
Анализ материально-технической базы
1.1.7
Анализ своей деятельности
1.1.8
Анализ
соответствия
содержания
деятельности
воспитанников
поставленным задачам
1.2.1
Перевод целей и содержания образования в конкретные педагогические
задачи
1.2.2
Прогнозирование развития качеств личности, чувств, воли и поведения
воспитанников
1.2.3
Выбор содержания, форм, методов и средств образования,
соответствующих поставленным задачам
1.2.4
Прогнозирование
эффективности
собственных
педагогических
воздействий на развитие детей
1.2.5
Прогнозирование трудностей и ошибок, которые могут возникать у детей
в ходе деятельности
1.2.6
Постановка исследовательских задач и выбора соответствующих им
методов
1.2.7
Моделирование, мысленный эксперимент
1.3.1
Определение доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа
образовательного процесса в ДОУ
1.3.2
Планирование различных форм и видов самостоятельной деятельности
33

детей
1.3.3
Проектирование структуры учебного занятия
1.3.4
Проектирование системы приемов стимулирования активности
дошкольников
1.3.5
Определение наиболее рациональных форм, методов, приемов и средств
обучения
1.3.6
Проектирование вариантов и способов создания личностно развивающей
среды
1.3.7
Проектирование этапов самообразовательной деятельности
2.1.1
Педагогическая диагностика детей в различных видах деятельности
2.1.2
Педагогическое оценивание психических процессов, состояний детей
2.1.3
Определение «зоны ближайшего развития»
2.1.4
Определение характера и уровня усвоения детьми нового материала
2.1.5
Фиксация результатов собственной деятельности результатов развития
детей
3.1.1
Постановка перед воспитанниками целей и задач деятельности
3.1.2
Изложение учебного материала с учетом уровня подготовленности детей,
их жизненного опыта
3.1.3
Совместный с детьми выбор цели деятельности, средств, трудовых
действий и оценка результатов деятельности
3.2.1
Учет собственной позиции ребенка в разных видах деятельности
3.2.2
Создание проблемных ситуаций для развития познавательной активности
воспитанников
3.2.3
Распределение внимания, поддержание его устойчивости
3.2.4
Формулирование вопросов, требующих применения самостоятельных
умозаключений
3.2.5
Формулирование вопросов в доступной форме
3.3.1
Формирование у детей морально-ценностных установок
3.3.2
Ориентация в изменяющихся условиях и педагогических ситуациях
3.4.1
Развитие у детей устойчивого интереса к разным видам деятельности
3.4.2
Актуализация знаний и жизненного опыта детей
3.4.3
Создание ситуаций для проявления воспитанниками нравственных
поступков
4.1.1
Педагогическое воздействие
4.1.2
Педагогическая оценка
4.1.3
Реализация информативной, аффективной, регулятивной функций
педагогического общения
4.2.1
Создание положительного психологического климата в группе
4.2.2
Создание «ситуации успеха» для каждого ребенка
4.2.3
Разрешение педагогического конфликт
4.2.4
Этическая защита детей
4.3.1
Определение по внешним признакам степени вовлеченности детей в
совместную деятельность
4.3.2
Определение общего психологического настроя группы по поведению
детей
Всего баллов

34

Приложение № 3 к Программе повышения
профессиональной компетенции педагогов
Таблица 3
Характеристика уровней профессиональной компетенции педагогов ДОУ
Уровень
Характеристика
Недопустимый Специалист распознает педагогические явления, однако затрудняется в их
(0-10 баллов)
характеристике, в установлении взаимосвязи отдельных педагогических
явлений. Не всегда осознанно применяет теоретические знания для
решения
стандартных
задач
профессиональной
деятельности,
затрудняется в определении педагогических целей в конкретных
условиях, в обосновании средств и способов достижения поставленной
задачи, в оценке результата и собственных действий по его достижению
Критический
Специалист распознает педагогические явления, описывает их внешне
(11-20 баллов) наблюдаемые признаки. Затрудняется в описании
действий при
осуществлении определенного способа деятельности, т.е. в описании,
почему нужно делать именно так. Не всегда осознанно применяет
теоретические знания для решения стандартных задач профессиональной
деятельности, затрудняется в определении педагогических целей в
конкретных условиях, в обосновании средств и способов достижения
поставленной задачи, в оценке результата и собственных действий по его
достижению
Допустимый
Специалист распознает педагогические явления, выделяет и описывает их
(31-30 баллов) важнейшие, внешне наблюдаемые признаки. Затрудняется в установлении
взаимосвязи отдельных педагогических явлений, в описании
последовательных действий при осуществлении определенного способа
деятельности, т.е. в описании, почему нужно делать именно так. Не всегда
осознанно применяет теоретические знания для решения стандартных
задач профессиональной деятельности, затрудняется в определении
педагогических целей в конкретных условиях, в обосновании средств и
способов достижения поставленной задачи, в оценке результата с точки
зрения его соответствия поставленной педагогической цели, в оценке
собственных действий по достижению
Достаточный
Специалист выделяет педагогические факты и явления и раскрывает их
(31-40 баллов) смысл. Может во внутреннем плане произвести последовательность
действий при осуществлении определенного способа деятельности, т.е.
описать, почему нужно делать именно так. Применяет теоретические
знания для решения стандартных задач профессиональной деятельности,
т.е. определяет цели деятельности в конкретных условиях педагогической
задачи, выбирает и обосновывает средства и способы достижения
поставленной задачи, оценивает полученный результат с точки зрения его
соответствия педагогической цели. Оценивает собственные действия по
его достижению.
Оптимальный Сформированные теоретические представления позволяют педагогу
(свыше 41
идентифицировать педагогические факты и явления, рассматривать их
балла)
развитие, объяснять и раскрывать их смысл, воспроизводить во
внутреннем плане последовательность действий при осуществлении
определенного способа деятельности, т.е. описывать, почему надо делать
именно так; сформировать наиболее результативных способов
профессиональной деятельности в условиях самостоятельно выдвигаемых
целей и оценки педагогических ситуаций.
35

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».