Программа ОРИГАМИ Волшебный квадрат 2024

.
Содержание
1
1.1
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2
2.1
2.2
2.3
2.4
3
3.1
3.2
3.3

3.4

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики
Планируемые результаты освоения воспитанниками
содержания Программы
Педагогическая диагностика планируемых результатов
Содержательный раздел
Содержание программы
Интеграция образовательных областей
Формы, методы и средства реализации программы
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Организационный раздел
Учебный план
Кадровые условия
Материально - техническое обеспечение Программы,
обеспеченность методическими материалами и
средствами обучения
Развивающая предметно – пространственная среда

Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
2

3
3
4
6
6
7
7
8
8
11
12
14
16
16
21
22

23

Дополнительная образовательная программа «Волшебный квадрат» (далее –
Программа) разработана в соответствии с действующим законодательством, нормативными
правовыми актами федерального, регионального уровня, локальным актами МА ДОУ,
регулирующими его деятельность:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ с изменениями (в ред. Федеральных законов от 2013, 2014, 2015, 2016, 2018, 2019,
2020, 2021 г.г.).
‒ федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в
редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в
Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
‒ федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
‒ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373,
зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря
2020 г., регистрационный № 61573);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
(Утверждены 28 января 2021 года N 2, введены с 01.03.2021, срок действия до 01.03.2027
года).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо МО и Н РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242)
‒ Устав МА ДОУ №42,утверждённый приказом МА ДОУ № 42 №204-ОД от «08»
ноября 2018 г.
‒ Программа развития МА ДОУ;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный
квадрат»
имеет
художественно-эстетическую
направленность,
рассчитана
на
ознакомительный уровень.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению
детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Древнее японское искусство оригами помогает современному ребенку раскрыть свой
талант.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Актуальность данной программы заключается в том, что работа в стиле оригами
имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии,
художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал,
намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.
Программа состоит из двух блоков, которые гармонично сочетаются в единую
систему обучения на несколько лет, а так же можно использовать любой бок отдельно как
самостоятельную программу занятий по оригами с детьми дошкольного возраста.
Занятия оригами помогают развить моторику мелких мышц руки. Причем
развиваются обе руки одновременно. Помогают в развитии устной логической речи у детей.
Фигурка, сделанная из обычного листа бумаги, оживает в руках ребенка. Часто он
отождествляет себя с игрушечным персонажем, представляет себя то зайцем, то злым
3

волком, а то прекрасной царевной. Нельзя не сказать о возможностях расширения
словарного запаса детей. Несомненно, занятия оригами развивают художественный вкус:
подбор бумаги, раскраска фигурок. Главное научить ребенка в простом сгибе квадратика
бумаги увидеть образ знакомого предмета или существа. Пусть он почувствует себя с первых
занятий волшебником, творцом. Обучение складыванию фигурок – это даже не главная
сторона дела, главным является игра. Фигурки создаются в игре и для игры. В процессе
складывания дети без измерительных приборов производят операции деления квадрата на
равные части, учатся ориентироваться в плоскости бумаги, что способствует формированию
элементарных геометрических понятий. Психологами доказано, что знания, усвоенные без
интереса, не окрашенные собственными положительными отношениями эмоциями, не
становятся полезными. Поэтому занимательность, игровая мотивация, неожиданная задача,
решение проблемы, путешествие в сказку – главные компоненты поддержания интереса к
процессу складывания из бумаги. Наши занятия учат наблюдательности, расширяют круг
познавательных интересов, так как перед изготовлением любой фигурки педагог
рассказывает о самолетах, о пароходах, о животных и т.д.
Воспитатель получает уникальную возможность очень корректно, в деликатной
форме развить в ребенке ценный дар – творчество.
В составленной программе темы занятий расположены с учетом возраста и
индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Разделы программы
расположены по принципу – от простого модуля к сложной композиции.
Данная программа состоит из двух блоков: 1 ступень – дети младшего и среднего
дошкольного возраста; 2 ступень – дети старшего дошкольного возраста.

1.2 Цели и задачи программы
Цель программы:
- Создание условий для творческой деятельности детей дошкольного возраста
посредством использования возможностей техники оригами.
Задачи реализации программы;
1 год обучения (младшая группа)
Обучающие задачи:
1.Формирование и развитие общеучебных умений и навыков:
- знание простых геометрических фигур
- умение совмещать углы и стороны квадрата
- знание основных упражнений «пальчиковых игр»
- навык в работе с фломастерами
- умение пользоваться клеем
Развивающие задачи:
1.развитие речи и обогащение словарного запаса у детей младшего возраста;
2.формирование и развитие познавательных процессов:
- внимания
- воображения
- памяти
- развитие образного и логического мышления
3. развитие сенсорной сферы детей дошкольного возраста – глазомера, мелких мышц
кистей рук
4. развитие координации движений
5.развитие положительной мотивации к занятиям оригами
Воспитательные задачи:
1.формировать интерес к совместной работе с педагогом
2.поощрять успехи ребенка в любом виде деятельности
2 год обучения (средняя группа)
Обучающие задачи:
1.формирование и развитие общеучебных умений и навыков:
- знание простых геометрических фигур
- умение четко сгибать бумагу
4

- умение совмещать углы и стороны квадрата
- умение разделить квадрат на равные части
- знание основных упражнений «пальчиковых игр»
- навык в работе с ножницами
- умение пользоваться клеем
- навык в работе с фломастерами.
Развивающие задачи:
1.развитие речи и обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста
2.формирование и развитие познавательных процессов:
- внимания
- воображения
- памяти
- развитие образного и логического мышления
3. развитие сенсорной сферы детей – глазомера, мелких мышц кистей рук
4. развитие координации движений
5. развитие у детей навыка работы в технике оригами
6.развитие интереса к продуктивной деятельности
Воспитательные задачи:
1.формировать позитивную самооценку через успехи продуктивной деятельности
3 год обучения (старшая группа)
Обучающие задачи:
1.формирование и развитие общеучебных умений и навыков:
- знание геометрических фигур
- знание законов симметрии
- умение четко сгибать бумагу
- знание простых базовых форм
- умение разделить квадрат на равные части
- составление композиций из сделанных модулей
- знание основных упражнений «пальчиковых игр»
- навык в работе с ножницами
- умение пользоваться клеем
2. научить контролировать и объективно оценивать свою работу
Развивающие задачи:
1.развитие речи и обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста
2.формирование и развитие познавательных процессов:
- внимания
- воображения
- памяти
- развитие образного и логического мышления
3. Развитие сенсорной сферы детей – глазомера, мелких мышц кистей рук.
4 развитие у детей навыка работы в технике оригами
5.развитие интереса к продуктивной деятельности
Воспитательные задачи:
1.воспитывать аккуратность, целеустремленность.
4 год обучения (подготовительная к школе группа)
Обучающие задачи:
1.развитие общеучебных умений и навыков:
- правильное составление композиций из сделанных модулей
- умение читать простые чертежи
- знание базовых форм
- умение выворачивать и заправлять складки бумаги
Развивающие задачи:
1.развитие речи и обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста
2.развитие образного и логического мышления
5

3. развитие сенсорной сферы детей – глазомера, мелких мышц кистей рук
4. развитие интереса к продуктивной деятельности
5. развитие у детей навыка работы в технике оригами
Воспитательные задачи:
1.способствовать полной реализации способностей ребенка
2.воспитывать аккуратность, целеустремленность.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей
изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого
познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали
знания постепенно.
3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять
предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу
изучаемого материала по тематическим блокам.
5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети
выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто
пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные
формы общения педагога с детьми.
1.4. Значимые характеристики

для разработки и реализации Программы
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Форма занятий групповая, индивидуальная.
Педагог в образовательном процессе играет главную роль. Он ведет игру, направляет беседу,
помогает увидеть новые образы в фигурках. Со временем, когда ребенок и воспитатель
выступают на равных в творчестве, они переходят к сотрудничеству.
Условия набора
- принимаются только дети, посещающие дошкольное образовательное учреждение
(группы детей набираются без предъявления требований к базовым знаниям);
- условия формирования групп – дети 3-7 лет;
- количество детей в группе - 7-15 человек.
- форма проведения занятий – занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая
принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

1.5 Планируемые результаты освоения воспитанниками
содержания Программы
Ожидаемые результаты.
Обучая ребят оригами по данной программе, педагог должен всегда находить
оптимальную нагрузку для ребенка. Тем самым создавать благоприятные условия для
комплексного использования возможностей оригами для развития детей дошкольного
возраста.
Целевые ориентиры:
– развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой
моторики рук, глазомера, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;
– овладение навыками культуры труда;
– улучшение коммуникативных способностей, приобретение навыков работы в
коллективе.
К концу обучения по данной программе дети:
знают:
6

- об искусстве складывании из бумаги - оригами;
- свойства и возможности бумаги как материала для художественного творчества основы знаний в области композиции;
- технику изготовления игрушек – геометрические понятия и базовые формы оригами;
умеют:
- владеть различным приемам работы с бумагой;
- следовать устным инструкциям педагога;
-создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- пользоваться различными материалами и инструментами;
Результат освоения Программы – умение конструировать из бумаги, формирование
у детей интереса к обучению, уверенности в своих силах, любви к выдумке и фантазии.

1.6 Педагогическая диагностика планируемых результатов
В дополнительной общеразвивающей программе «Волшебный квадрат»
используются два вида контроля –текущий и итоговый.
Текущий контроль направлен на выявление уровня знаний, умений полученных в
течение занятия. Используются следующие способы отслеживания и контроля результатов:
 Наблюдения.
 Беседа.
 Работа с карточками заданий.
 Игры по темам.
 Мини-выставки.
 Анализ качества готовых поделок.
Итоговым контролем является выставка в конце года. Это особая форма подведения
итогов работы в коллективе. Кроме демонстрации работ воспитанников проводятся игровые
программы, направленные на обобщение полученных знаний, проверку уровня
сформированности умения и навыков.

2. Содержательный раздел
2.1 Содержание программы
Каждая деятельность включает теоретическую часть и практическое выполнение
задания детьми.
1. подготовка к деятельности;
2. введение в тему занятия (загадки, стихи…);
3. показ образца;
4. рассматривание образца и анализ;
5. практическая часть;
6. показ педагогом процесса изготовления работы;
7. самостоятельное изготовление детьми работы;
8. оформление образца;
9. анализ работ детей.
Обучение искусству оригами начинается со «школы оригами» – с базовых форм. База
– простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок,
как плоских, так и объемных. Для успешного овладения детьми старшего дошкольного
возраста искусства оригами необходимо познакомить их с основными базовыми формами –
«треугольником», «дверь», «книжка», «воздушный змей». Изучив технику складывания
данной базовой формы, можно приступать к изготовлению самих изделий. Занимаясь по
программе «Волшебный мир оригами», дети развивают способности к конструкторскому
творчеству и умение принимать нестандартные решения: из одаренного этими качествами
малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор. Чем бы ни
7

занимался впоследствии ребенок, увлеченный оригами, это будет интересный человек,
принимающий нестандартные решения.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются
фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так,
в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду
обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем,
бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление.
При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или
природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать
связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже,
рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует
применению знаний, полученных, на занятиях по рисованию.
Содержание программы предусматривает распределение материала по «восходящей
спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и
сложном уровне. Все задания соответствуют возрасту детей, что гарантирует успех каждого
ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
1 год обучения.
.Вводное занятие.
Теория: рассказ об искусстве оригами. Техника безопасности при работе с бумагой.
Знакомство с творческими работами по оригами. Сказка «Про короля».
Практика: научиться организовать свое рабочее место. Складываем квадратик по
диагонали. Базовая форма (Б.Ф.) «треугольник». Украшение полученного треугольника
орнаментом – «корона для принцессы».
Материалы: белый квадратик бумаги, фломастеры.
2. Базовые формы первой сложности.
1.Теория: Б.Ф. «треугольник» - Беседы о парусниках, об аквариумных рыбках, о
цветах, о звездах, о грибах, о домашних питомцах, о деревьях.
Практика: совмещение углов и сторон квадрата, четкий сгиб (открытка, парусник,
панно «Аквариум», панно «Деревенский двор»)
Материалы: цветные квадратики, клей, фон для работ формат А-4, фломастеры,
цветные карандаши.
2.Теория: Б.Ф. «книжка» - беседы об архитектуре, о собаках, о букетах, о
фотографиях, о грибах, о домашнем уюте, о туризме.
Практика: совмещение углов и сторон квадрата, четкий сгиб (собака «Терьер»,
игрушка «Фотоаппарат», «Коврик», «Палатка» и т.д.)
Материалы: цветные квадратики, клей, фон для работ формат А-4, фломастеры,
цветные карандаши.
3. Сочетание базовых форм
Теория: рассказ о поздравительных открытках, о настенных панно, о законах
симметрии и композиции.
Практика: совмещение углов и сторон квадрата, четкий сгиб, умение пользоваться
клеем. Творческое задание по изготовлению открыток к праздникам и по изготовлению
декоративных панно и сюжетных композиций панно «Дом с окном»
Материалы: цветные квадратики бумаги, карандашный клей, листы ватмана формат
А-4, фломастеры, цветные карандаши
Выставки.
Практика: оформление работ к выставкам. Новогодняя выставка, «Осенняя палитра»,
«Весенний калейдоскоп».
Материалы: белая бумага, клей, ножницы, фломастеры, цветные карандаши
2 год обучения.
1.Вводное занятие.
Теория: рассказ об искусстве оригами. Техника безопасности при работе с бумагой.
Знакомство с творческими работами по оригами. Повторение тем 1 года обучения.
8

Практика: вспомнить, как организовать свое рабочее место. Складываем квадратик по
диагонали. Базовая форма (Б.Ф.) «треугольник». Цветок.
Материалы: цветные квадратики, клей, фон для работы формат А-4, фломастеры.
2. Базовые формы первой сложности.
Теория: повторение Б.Ф. «треугольник» - Беседы о парусниках, об аквариумных
рыбках, о цветах, о звездах.
Повторение Б.Ф. «книжка» - Беседы о собаках, о букетах, фотографиях, о грибах.
Практика: совмещение углов и сторон квадрата, четкий сгиб («Лягушка», «Танк»,
«Уточка», «Лисичка», «Стаканчик» и др.)
Материалы: цветные квадратики, клей, фон для работ формат А-4, фломастеры,
цветные карандаши.
3. Базовые формы второй сложности.
Теория: Базовая форма «Дверь»- беседы о сумках, о водном транспорте, космосе, об
архитектуре.
Базовая форма «Воздушный змей» – беседа о животных, самолетах, грибах.
Практика: научиться совмещать углы и стороны квадрата, делать четкие сгибы
(жираф, пингвин, лебедь, петушок, самолет, совенок, гриб, попугай и др.)
Материалы: цветные квадратики, клей, фон для работ формат А-4, фломастеры,
цветные карандаши.
4. Сочетание базовых форм
Теория: беседы о насекомых, животных, цветах, овощах
Рассказ о симметрии и законах композиции.
Практика: совмещение углов и сторон квадрата, четкий сгиб, умение пользоваться
клеем. Изготовление работ: гном, зонтик, стрекоза, арбуз, сова, дерево, морковь, цыпленок,
снежинка, тюльпан, лисичка и др.
Материалы: цветные квадратики бумаги, карандашный клей, листы ватмана формат
А-4, фломастеры.
Выставки.
Практика: Новогодняя выставка, птичий двор, подарок маме.
Материалы: белая бумага, клей, ножницы, фломастеры, цветные карандаши
3 год обучения.
1.Вводное занятие.
Теория: рассказ об искусстве оригами. Техника безопасности при работе с бумагой.
Знакомство с творческими работами по оригами.
Повторение тем 1 и 2 год обучения.
Практика: вспомнить, как организовать свое рабочее место. Совмещение углов и
сторон квадрата, четкий сгиб. Из известных Б.Ф. составляем панно «Букет».
Материалы: цветные квадратики, клей, фон для работы формат А-4, фломастеры.
2. Базовые формы первой сложности.
Теория: повторение Б.Ф. «треугольник» - беседа о транспорте, новогоднем
празднике, канцелярских принадлежностях.
Повторение Б.Ф. «книжка» - беседа о животных, о цветах.
Практика: совмещение углов и сторон квадрата, четкий сгиб (например, работы:
самолетик, лодочка, елочка, хлопушка, карандаш, ежик и др.)
Материалы: цветные квадратики, клей, фон для работ формат А-4 фломастеры.
3. Базовые формы второй сложности.
Теория: Базовая форма «Блин» - беседа о водном транспорте, об аквариумных
рыбках, о мебели
Базовая форма «двойной треугольник» - беседа о цветах, о новогоднем празднике.
Практика: научиться совмещать углы и стороны квадрата, делать четкие сгибы.
Выучить базовые формы (выполнить работы: фоторамка, рыбка, щенок, кровать, парусник,
лягушка, тюльпан, бабочка). Составление композиций на свободную тему.
Материалы: цветные квадратики, клей, фон для работы формат А-4, фломастеры.
4. Сочетание базовых форм
Теория: правила составления композиций, свойства и сочетание цветов.
9

Беседы: история появления Новогодних праздников на Руси. Новогодние традиции.
Изготовление игрушек для украшения Елки. Растительный и животный мире нашей планеты.
Практика: составление из Б.Ф. декоративных композиций «Цветы вьюны», «Ветка
рябины», картина к сказке «Колобок».
Материалы: цветные квадратики, клей, фон для работы формат А-4, фломастеры.
Выставки.
Практика: оформление работ к выставкам. Новогодняя выставка. Весенняя выставка
«Для милой мамочки».
Материалы: цветные квадратики, клей, фон для работы формат А-4, фломастеры.
4 год обучения.
1.Вводное занятие.
Теория: рассказ об искусстве оригами. Техника безопасности при работе с бумагой.
Знакомство с творческими работами по оригами. Повторение тем третьего года обучения.
Практика: вспомнить, как организовать свое рабочее место. Совмещение углов и
сторон квадрата, четкий сгиб. Из известных Б.Ф. составляем панно «Подводный мир».
Материалы: цветные квадратики, клей, фон для работы формат А-4, фломастеры.
2. Базовые формы первой и второй сложности.
Теория: Беседы: «Цветовое многообразие», «Подводный мир», «Водный транспорт»,
«Птичий мир».
Практика: совмещение углов и сторон квадрата, четкий сгиб (пример работ:
двухтрубный кораблик, краб, попугай, вороненок, пингвин, муха, стриж)
Материалы: цветные квадратики, клей, фон для работ формат А-4, фломастеры.
3. Базовые формы второй сложности.
Теория: Базовая форма «Двойной квадрат» - беседы о цветах, животных (пример
работ: краб, цветок лилия, елочка)
Базовая форма «Дом» - беседы о космосе, мебели, музыкальных инструментах
(пример работ: дом, ракета, пианино, диван и др.)
Базовая форма «Катамаран» - беседы о насекомых, водном транспорте, животных
(пример работ: катамаран, бабочка, ветряная мельница, мышь и др.)
Практика: научиться совмещать углы и стороны квадрата, делать четкие сгибы.
Выучить базовые формы. Составление композиций на свободную тему.
Материалы: цветные квадратики, клей, фон для работ формат А-4, фломастеры.
4. Модульная оригами
Теория: рассказ о модуле. Применение знаний о симметрии, освоение новых приемов
складывания бумаги.
Беседы: о экибане – японском искусстве составления композиций из цветов.
Творческая работа по составлению экибаны в технике оригами.
Практика: составление декоративных композиций из модулей (примеры работ: звезда,
рамочка под фото, цветы, гусеница и др.)
Материалы: цветные квадратики, клей, фон для работ формат А-4, фломастеры.
5 Закрепление пройденного материала
Теория: беседа об играх с бумагой, о подводном мире, многообразие мира птиц.
Пересказ русских народных сказок.
Практика: научиться совмещать углы и стороны квадрата, пользоваться клеем и по
возможности ножницами, читать простые чертежи-схемы.
Примеры работ: квакающие лягушонок, каркающая ворона, птичка на ветке рябины,
аквариум, зайцы на морковном поле, лесная полянка.
Материалы: цветные квадратики, клей, фон для работ формат А-4, фломастеры.
Выставки.
Практика: оформление работ к выставкам. Новогодняя выставка. Весенняя выставка
«Для милой мамочки».
Материалы: цветные квадратики, клей, фон для работ формат А-4, фломастеры.

2.2 Интеграция образовательных областей
10

Социально –
коммуникативное
развитие

Познавательное
развитие
Речевое развитие
Физическое развитие

Создание на занятиях педагогических ситуаций и ситуаций
морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение
проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр.,
побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения
сверстников
Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и
спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем.
Активизация мышления детей (через самостоятельный выбор модели,
оборудования, схемы и пр.), специальные упражнения на
ориентировку
в
пространстве,
просмотр
и
обсуждение
познавательных книг, презентаций по тематике.
Проговаривание действий и называние базовых форм, поощрение
речевой активности детей в процессе творческой деятельности,
обыгрывание фигурок в театрализованной деятельности
Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, движения в
театрализованной деятельности.

2.3. Формы, методы и средства реализации программы
Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание
индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых
используются изделия, выполненные в технике оригами.
На занятиях оригами можно не только складывать, но и изучать русские обряды и
сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора.
Для обучения детей технике оригами предлагается использование нескольких
способов.
1 способ - «Обезьянка» - взрослый изготавливает фигурку, стараясь, чтобы его
движения были выразительными, ребенок просто копирует эти движения.
2 способ – «Бумажный лабиринт» - взрослый выполняет несколько ходов
изготовления фигурки. Ребенок следит за его действиями, а потом воспроизводит их по
памяти на своем листке бумаги, соблюдая ту же очередность сгибов.
3 способ – «Внештатная ситуация» - взрослый объясняет ребенку действие, не
показывая его, пользуясь «тайным языком», то есть, языком базовых форм и условных
знаков оригами.
4 способ – «Загадка» - взрослый предъявляет сложенную фигурку ребенку и просит
сделать такую же. Ребенок рассматривает получившуюся конструкцию (при затруднении),
разбирает ее со взрослым и изготавливает копию.
5 способ – изготовление поделки по пооперационным картам, схемам- моделям.
Для работы по обучению детей изготовлению поделок в стиле оригами отобраны
наиболее простые формы. «книжка», «треугольник», «воздушный змей», «дверь», «конверт»,
«двойной треугольник».
При выполнении поделок в стиле оригами для более успешного освоения материала
процесс изготовления поделок должен быть разделен на ряд последующих действий:
1. Знакомство с образцом готовой поделки с называнием базовой формы, из которой
получается поделка.
2. Поэтапное, одновременное складывание поделки с проговариванием действий,
производимых с бумажным квадратиком.
3. Оказание индивидуальной помощи.
4. Самостоятельное изготовление поделки.
Для запоминания и закрепления базовых форм и условных знаков можно проводить
игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился
квадратик», «Где, чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и
другие.
Конечно, при организации занятий по обучению детей технике оригами педагог
должен учитывать индивидуальные особенности ребенка. Необходимость этого очевидна,
ведь дети по различным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Следует
учитывать и такие индивидульно-психологические особенности, как медлительность при
выполнении заданий частая отвлекаемость, связанные с быстрой утомляемостью при
11

непрерывной зрительной работе, поэтому проведение физминуток и гимнастики для глаз на
занятии обязательно.
Задача педагога, проводящего занятия с детьми включать всех в активное и
систематическое усвоение программного материала.
Структура занятия:
1. Занятие хорошо начинать с загадки, стихотворения, вопроса, беседы.
2. Вначале занятия использовать мимическую гимнастику, то есть улыбнуться друг
другу, подарить хорошее настроение детям, вселить в них
уверенность.
3. Подготовить к работе руки, выполнив пальчиковую гимнастику.
4. Показ изготовления должен производиться на столе или доске. Занимайте место
для показа так, чтобы всем детям были видны ваши действия с бумагой.
5. При объяснении называйте свои действия, соотносите их с картой схемой,
образцом. Помните – при показе не должно быть лишних поворотов и переворотов.
6. Изготовлять поделку нужно в совместной деятельности, поэтапно, дожидаясь
выполнения детьми, а при необходимости и помогая им.
7. Необходимо напоминать детям, что совмещение сторон и углов должно быть
точным, а линии сгибов должны тщательно проглаживаться, что при работе с картой-схемой
фигурки надо располагать так, как они расположены на карте, следить за условными
обозначениями и изменениями фигурки при последующих этапах.
8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо дать возможность
повторить приемы складывания, чтобы ребенок мог самостоятельно изготовить поделку о
начала до конца.
9. Педагог должен иметь дополнительные квадратики для работы. Мелкие детали
должны предлагаться детям для приклеивания.
10. Для поддержания интереса к занятиям оригами и для закрепления знаний и
умений детей, необходимо использовать игры и упражнения.
11. Поделки оригами нужно использовать для оформления группы и других
помещений детского сада, для игр-драматизаций, сюжетно- ролевых игр, в качестве
подарков, устраивать выставки и т.д.
Большое внимание на занятиях оригами уделяться подбору оптимальных технологий,
форм, методов и средств обучения и воспитания.
Занятия по оригами могут быть: традиционные, комбинированные и практические
занятия, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
В процессе обучения используются следующие методы:
1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).
Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение,
показ педагога, работа по образцу и др.).
Практический (самостоятельная работа, выполнение работ по инструкционным
картам, схемам и др.).
Игровой (использование игровых моментов, игр-соревнований, игр-путешествий).
2.Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
Объяснительно-иллюстративный–обучающиеся воспринимают и усваивают готовую
информацию.
Репродуктивный–обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности.
Частично-поисковый–участие обучающихся в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом
Исследовательский–самостоятельная творческая работа обучающихся.
3.Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
 фронтальный–одновременная работа со всеми обучающимися.

индивидуально-фронтальный–чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы.
 групповой–организация работы в группах.
12

 индивидуальный–индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Кроме того, в образовательном процессе используются относительно новые
специфические методыработы с обучающимися:
Метод цветовой терапии (оформление панно, сказочных персонажей в
соответствующих цветовых гаммах)
Метод аналогий с животным и растительным миром (использование известных
образов, типичных поз, двигательных повадок и т.д.)
На занятиях используются следующие формы обучения:
 Беседы, расширяющие кругозор, дающие новые знания об оригами и окружающем
мире.
 Обсуждения, диалоги.
 Обучающие и развивающие игры, позволяющие активизировать творческий процесс
познания.
Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей среды с
учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их
образовательных потребностей и интересов.
Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации
Программы, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели,
макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование
и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и
др.), так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы),
основанных на достижениях технологического прогресса.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:
 активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей
непосредственно в образовательную деятельность;
 использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным
особенностям;
 поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
 предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения;
 уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка
их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

2.4 Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Организация совместных творческих работ.
Организация мастер-классов по обучению детей искусству оригами.
Организация итогового открытого занятия.
Формы
информационного
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями) по основным линиям развития ребенка.
1. Использование стендов, стеллажей для демонстрации работ по оригами с
последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.
2. Демонстрация фотоматериалов с изображением результатов конструирования детей
из различных материалов с последующим индивидуальным комментированием результатов
детской деятельности.
3. Организация поквартальных выставок детских работ по свободной
(самостоятельной) деятельности.
октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль

План работы с родителями
Консультация «Что такое оригами»
Буклет «Волшебный мир оригами»
Консультация «Что такое мелкая моторика, для чего она нужна и как ее развивать»
Консультация «Развитие мелкой моторики через технологию оригами»
Папка-передвижка «Комплекс пальчиковых игр с использованием элементов оригами»
Консультация «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей
13

Март
Апрель
Май

детей»
Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
Мастер – класс с родителями и детьми
Роль оригами в развитии конструктивного мышления у детей школьного возраста»

3. Организационный раздел
3.1 Учебный план
Содержание учебного плана:
14

1. Вводное занятие знакомство с историей оригами. Материалы для занятий оригами.
Порядок и план работы объединения. Лекция по истории возникновения оригами,
материалы для занятий. Правила Т.Б.
2. Оборудование и материалы, необходимые для занятий оригами
Демонстрация материалов для занятий. Организация рабочего места. Правила
безопасности при работе с колющими и режущими предметами.
3. Основные базовые формы оригами
Познакомить с условными знаками и основными приѐмами складывания бумаги.
Показ основных базовых форм оригами, отличительные особенности.
Практическая работа
Научить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать
лишнюю часть, получая квадрат. Изучение основных условных обозначений.
4. Базовая форма «Треугольник», изготовление изделий с использованием этой
формы. Показ схемы изготовления базовой формы «Треугольник».
Научить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол,
делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.
Практическая работа
Изготовление игрушек на основе базовой формы «Треугольник»: «Петушок»,
«Щенок», «Котѐнок», «Собачка», «Полосатый котик», «Летящий голубь», «Муха»,
«Черепашка», «Елочная звезда», «Голубь мира», «Почтовый голубь», «Золотая рыбка»,
«Тигренок».
Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник».
Изготовить заготовки для создания композиции «Звери в зимнем лесу», собрать все
элементы композиции в единое целое.
5. Базовая форма «Двойной треугольник» изготовление изделий с использованием
этой формы
Показ схемы изготовления базовой формы «Двойной треугольник». Научить детей
сворачивать бумагу с двух сторон, убирая боковые треугольники внутрь.
Практическая работа
Изготовление игрушек на основе базовой формы «Двойной треугольник»:
«Прыгающая лягушка», «Летучая мышь», «Ходячий гномик», «Водяная бомбочка»,
«Надувная рыбка», «Надувной кролик», «Ракета», «Водяная бомбочка с крылышками».
6. Базовая форма «Воздушный змей» изготовление изделий с использованием этой
формы
Показ схемы изготовления базовой формы «Воздушный змей».
Рассказ о правилах изготовления формы, показ готовой базовой формы.
Практическая работа
Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей». Изготовление
игрушек «Гном», «Парусник», «Ванька-Встанька», «Гном в рубашке», «Чайка на воде»,
«Утка», «Пингвин», «Павлин», «Вороненок», «Воробей», «Водоплавающая птица», Голубка
на гнезде». Изготовление композиции, «Птичий двор».
7. Изготовление игрушек с взаимодействием изученных базовых форм
Правила изготовления элементов игрушки из различных базовых форм.
Практическая работа
Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Собачка Жучка»,
«Кролик», «Новогодняя звезда», изготовление композиции «Домашние животные».
8. Базовая форма «Дверь» изготовление изделий с использованием этой формы
Показ схемы изготовления базовой формы «Дверь». Познакомить детей с новой
базовой формой «дверь». Научить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы,
подклеивать готовые детали друг к другу в серединке.
Практическая работа
Изготовление игрушек на основе базовой формы «Дверь»: «Снежинка», «Гриб»,
«Дом», «Книжка», «Поросенок», «Автомобиль», «Кубик», «Валентинка на подставке»,
«Лодка на изнанку».
9. Базовая форма «Птица» изготовление изделий с использованием этой формы
Показ схемы изготовления базовой формы «Птица».
15

Практическая работа
Изготовление игрушек на основе базовой формы «Птица»: «Павлин-2», «Улитка»,
«Мышь», «Ласточка», «Журавль в гнезде», «Ворон», «Цапля», «Журавлик счастья».
Изготовление композиции «В мире птиц».
10. Базовая форма «Блин» изготовление изделий с использованием этой формы
Показ схемы изготовления базовой формы «Блин». Научить детей складывать бумагу
разными способами, из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять
детали, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны
деталей.
Практическая работа
Изготовление игрушек на основе базовой формы «Блин»: коробочка «Санбо», «Стул»,
«Стриж», «Лошадка», «Кувшинка», «Корона», кукла «Борец сумо», «Пони», «Самурай»,
«Лошадка». Изготовление подарочных коробок на основе коробочки «Санбо».
11. Изготовление игрушек с взаимодействием изученных базовых форм
Правила изготовления игрушек с использованием различных базовых форм. Учить
детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, создавать
общую композицию.
Практическая работа
Изготовление игрушек с использование изученных форм. Изготовление композиции
«Кукольный дом».Изготовление работ на выставку детского творчества «Вдохновение» и
выставку в детском саду
13. Изготовление игрушек по замыслам обучающихся с использованием изученных
форм. Совместный выбор обучающихся и педагога игрушек для последующего
изготовления.
14. Подведение итогов. Итоговое занятие
Учебно-тематический план.
1 год обучения (длительность занятия 15 минут)
№
Темы занятий
Всего занятий
1
Вводное занятие
1
2

Базовые формы первой сложности (на
выбор педагога)
Базовая форма «Треугольник»
-рыбка
-парусник
-мышка
- зайчик
-дерево
-гриб
-вороненок
-зонт
-бабочка
-петушок
-лягушонок
Базовая форма «Книга»
-сумочка
-коза
-открытка
-грузовая машина
-коврик
-корова
-овечка
-палатка
-пароход
-подводная лодка
-ракета
-собака терьер
16

25

3

-фотоаппарат
Сочетание базовых форм
(на выбор педагога)
-корзинка с грибами
-сложное дерево
-верблюд
-дом с окном
-лодочка
-конфета
-лодка с парусом
-паровоз
-ваза с цветами
Итого:

12

38

2 год обучения (длительность занятия 15 -20 минут)
№
Темы занятий
1
Вводное занятие
2
Базовые формы первой сложности
(на выбор педагога)
-Зайчик
-Уточка
- Лягушка
- Сложный цветок (мак)
- Танк
- Ракета
- Цветок (тюльпан)
- Сердечко
- Стаканчик
- Лисичка
3
Базовые формы второй сложности
(на выбор педагога)
Б.Ф. Воздушный змей
- Воздушный змей
- Павлин
- Попугай
- Кошка
- Гриб мухомор
- Зайчик
- Кит
- жираф
- Пингвин
- Змейка
- Самолет
- Лебедь
- Петушок
-Совенок
-Мышка
- Парусник
Б.Ф. Дверь
- Домик с окном
- Ракета
- Лодочка
- Сумка
- Многоэтажный дом
- Рубашка
- Петушок (дверь)
17

Всего занятий 38
1
10

15

4

- Стол
Сочетание базовых форм
(на выбор педагога)
-Гном
- Собака
- Зонтик
- Стрекоза
- Арбуз
- Сова
- Дерево
-Морковь
- Цыпленок
- Корона или звезда
-Бабочка
-Снежинка
-Тюльпан
-Лисичка
Итого:

12

38

3 год обучения (длительность занятия 20- 25 минут)
№
Темы занятий
1
Вводное занятие
2

3

4

Повторение базовых форм первой и
второй сложности
-самолетик
-лодочка
- елочка
-хлопушка
-карандаш
-ежик
-ромашка 2 занятия
-цветок георгин 2 занятия
Базовые формы
(работы на выбор педагога)
Базовая форма «Блин»
- фоторамка
-Конфетница
-Рыбка
-Щенок
- Пароход
-Кровать
- Цветок
- Парусник
-Горы
Базовая форма «Двойной
треугольник»
- Елочка
-Рыбка
- Лягушка
- Бабочка
- Тюльпан
- Новогодние украшения
- Волшебный цветок
Сочетание базовых форм
-Ракета

Всего занятий
1
10

16

11

18

-Ветка рябины 2 занятия
- Зайчик
- Снеговик
-Птичка
- Цветок вьюнок 2 занятия
-Картина к сказке «Колобок»
3 занятия
Итого:

38

4 год обучения (длительность занятия 25-30 минут)
№
Темы занятий
1
Вводное занятие
2

3

Повторение базовых форм первой и
второй сложности
(работы на выбор педагога)
-Двухтрубный кораблик
-Птички на ветке
- Лебеди
-Краб (2 варианта)
-Коробочка самбо
-Лодочка
-Попугай
-Зайчик
-Вороненок
- Касатка
- Пингвин
-Муха
-Стриж
-Цветок антуриума
-Клубника
-Шлем Самурая
-Хлопушка
-Шапка маляра
-Планер Гофнера
-Голова быка
-Гадалка
Базовые формы второй сложности
(работы на выбор педагога)
Базовая форма «Двойной квадрат»
-Краб
- Цветок «Лилия»
- Елочка
Базовая форма «Домик»
-Дом
- Ракета
-Ловушка
-Подставка для яиц
-Пианино
-Диван
Базовая форма «Катамаран»
-Катамаран
-Рыба «Луна»
-Бабочка
-Ветряная мельница
-Мышь

Всего занятий
1
7

14

19

4

5

Модульное оригами
(работы на выбор педагога)
-Звезда
-Рамочка 2 занятия
-Цветок
-Гусеница 2 занятия
-Хризантема 2 занятия
Закрепление
(работы на выбор педагога)
-квакающий лягушонок
-каркающая ворона
-Снегурочка
-Птичка на ветке рябины
-Аквариум
-Зайцы на морковном поле
-Лесная полянка 2 занятия

8

8

Итого:

38

3.2 Кадровые условия
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный квадрат» реализуется
педагогом, имеющим профессиональное образование в области дошкольной педагогики, и
постоянно повышающим уровень профессиональной компетентности на курсах повышения
квалификации.

3.3.Материально - техническое обеспечение Программы,
обеспеченность методическими материалами и
средствами обучения
Требования к зданиям, водоснабжению, канализации и отоплению, к набору и
площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию, к искусственному и
естественному освещению образовательных помещений, к санитарному состоянию и
содержанию помещений, как и многие другие требования, определяются соответствующими
ГОСТами и СНиПом2. специальных требований, отличных от общепринятых, Программа не
предъявляет.
Разработан и утвержден УМК к программе «Волшебный квадрат»
Перечень учебно-методического обеспечения
1.
Агапова, И. 100 лучших оригами для детей / И. Агапова, М. Давыдова. - М.:
Лада, 2009. - 240 c.
2.
Афонькин, С. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей / С.
Афонькин. - 2017.
3.
Богатова, И. Оригами / И. Богатова. - М.: Мартин, 2014.
4.
Гарматин, А. Оригами делаем сами / А. Гарматин. - М.: Владис, 2011.
5.
Проснякова, Т. Забавные фигурки. Модульное оригами / Т. Проснякова. - М.:
АСТ-Пресс, 2011.
6.
Сержантова, Т.Б. 366 моделей оригами / Т.Б. Сержантова. - М.: Айрис-пресс,
2016.
7.
Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском
саду. АКАДЕМА Москва. 2002г.
8.
Соколова С.В. Игрушки и забавы оригами. Издательский дом «Нева» СанктПетербург, 2004
9.
Попова И.М. «Оригами», Москва: издательство АСТ, 2024
Условия реализации программы, учебно-дидактическое оснащение
1. Наглядные пособия:
20

 Информационный материал: «Базовые формы оригами», «Искусство оригами,
«Словарь оригами».
 Карты «Базовые формы и поделки на их основе» (по разделам программы).
 Натуральные объекты (поделки из бумаги в стиле оригами).
2. Раздаточный материал:
 Пооперационные карты.
 Схемы изготовления поделок.
3. Тематические подборы материалов:
 Игры-сказки: «Оригами сказка Рыбка», «Сказка про Ворона», «Сказка про
путешественника»,
демонстрационная
игра
«Лисичка»,ролевая
игра
«Шапка
капитана»(адаптированы для детей 5-7 лет).
 Конспекты учебных занятий по разделам программы.
 Игры по оригами: «Путешествие в страну Оригами», «Лото-оригами», «Орикадабра»,
«Что? Где? Когда?», «Всегда с нами оригами!»
 Игры, упражнения для развития мелкой моторики.
4. Материально-техническое оснащение:
Столы, стулья
Белая бумага
Двухсторонняя цветная бумага
Односторонняя цветная бумага
Цветной картон
Простые карандаши
Цветные карандаши
Ластики
Линейка
Фломастеры
Клеенки на столы для работы с клеем
Ножницы
Клей-карандаш
Бумажные салфетки
Компьютер.

3.4 Развивающая предметно – пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда является необходимым условием
для успешного осуществления педагогического процесса.
Все, что видит ребенок вокруг себя – важное условие эмоционального воспитания.
Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное
отношение к предметам, действиям. Одним из способов насыщения развивающей предметно
- пространственной среды могут стать модели оригами.
1) Оригами в интерьере. “Ветка с еловыми шишками”, “Сакура в цвету”,
“Подсолнух”, “Два веселых гуся”, “Хоровод”, “Умка и его друзья”, “Я на солнышке лежу”,
“Зимний лес”, натюрморты – “Цветы в вазе”, “Цветы на лугу”, “Лето”.
2) Моделирование макетов “Город», «Моя квартира»
3) На музыкальных вечерах, праздниках, утренниках (танцы, песни с оригамушками).
4) В сюжетно-ролевых играх: “Игра в цветочный магазин” (ромашка, тюльпан,
нарцисс, астра, роза, цветик-семицветик).
5) В дидактических играх: “Зоопарк на столе” (посетители, звери, животные, птицы,
земноводные, зоопарк).
6) Проведение подвижных игр с ободками-масками, выполненных из модулей
цветной бумаги: “Два Мороза”, “У медведя во бору”, “Гуси-лебеди”, “Карусели”
(изображение животных на ободках-масках).
7) Для режиссерских игр. Ребенок сам из сложенных ранее оригамских моделей
составляет сюжет и сам его обыгрывает.
8) В театральной деятельности: пальчиковый театр , настольный театр “Гуси-лебеди”,
“Три поросенка”, “Маша и медведь”, “Снегурочка”, “Репка”.
21

9) В композициях на занятиях ИЗО и оригами: “Золотая осень”, “Кот и лиса”,
“Теремок”, “Морское дно”, “На березовой опушке”, “Птицы”.
10) В русском фольклоре (потешки, загадки, скороговорки, сказки).
11) В ознакомлении с окружающим.
12) На праздниках (8 Марта, день Учителя (букет цветов), день Бабушек, день
Защитника Отечества, 9 Мая).
13) На выставках: внутри ДОУ, на городских конкурсах
14) Посвящение в оригамисты в конце года.
16) В летных и водных соревнованиях.
17) На занятиях по математике, как счетный материал, так и распознавание
геометрических понятий: треугольник, диагональ, углы, квадрат, противоположные стороны
и углы, деление на 2, 4, 6 частей, круг.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».