Программа Территория здоровья

Оглавление
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Обоснование…………………………………………………………….….3
Цель, задачи…………………………………………………………...........5
Приоритетные направления ………… …………………………………...6
Методы и средства обеспечения программы…………………………….6
Ожидаемые результаты ……………………………………..………….…7
План мероприятий…………………………………………………..…..…8
Этапы и сроки реализации программы………………………………….15
Критерии оценки эффективности программы………………….……….16
Приложение………………………………………………………………17

2

Обоснование
Детский возраст является для человека основополагающим и
определяющим дальнейшую его жизнь. Это период интенсивного роста
организма, формирования органов, систем и функций, обеспечивающих
пожизненные свойства систем адаптации, защиту от заболеваний и
самореализацию человека. В данный период закладываются все структурнофункциональные элементы и ценностные ориентации, определяющие
направление формирования личностных качеств. Проблемы здоровья
населении России, и в частности здоровья подрастающего поколения,
являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так
и общества, самих граждан. Состояние здоровья подрастающего поколения важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий
не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее
время резкое ухудшение физического здоровья детей.
Программа
для
сохранения
здоровья
дошкольников
для
образовательных организаций — это комплексная программа формирования
их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического
здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих
познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению
планируемых результатов, освоения основной общеобразовательной
программы МА ДОУ № 42.
Структура выявленных заболеваний (состояний) в МА ДОУ № 42
Численность детей в ДОО:
2017
год

2018
год

2019
год

Болезни эндокринной системы, расстройства
питания и нарушения обмена веществ

10,1

9,5

11,4

Болезни органов пищеварения

40,4

35,8

37,4

Болезни глаза и его придаточного аппарата

1,5

1,8

2,3

Болезни костно-мышечной системы и
соединительной ткани

50,9

58,6

65,8

3

Анализируя данную таблицу можно сделать вывод, что растет уровень
хронической патологии наиболее часто встречающейся среди дошкольников.
Высокие показатели сохраняются среди болезней костно-мышечной системы
Данная ситуация обусловлена новыми подходами к выявлению,
регистрации заболеваний, в том числе взятию на диспансерный учет,
выявленных
в
ходе
профилактических
медицинских
осмотров
несовершеннолетних. Это обуславливает срочную необходимость решения
проблемы совместными усилиями образовательной и медицинской
организаций, родителей, детей.
При разработке программы МА ДОУ № 42 образовательными
организациями следует учитывать наиболее часто встречающиеся патологии
в данных образовательных организациях.
МА ДОУ посещает 188 человек
Распределение воспитанников по группам здоровья за последние три
года
2018 год

2019 год

2020 год

Детей 1 группы
здоровья

8,5

7,9

5,1

Детей 2 группы
здоровья

74,5

76,1

73,4

Детей 3 группы
здоровья

15,9

14,7

19,7

Детей 4 группы
здоровья

1,1

1,3

1,8

Наблюдается стойкая тенденция к снижению детей с первой группой
здоровья и увеличение детей с третьей группой здоровья (дети с
хроническими болезнями).
По анализу заболеваемости за последние три года на первом месте стоят
заболевания костно-мышечной системы.
Культура здоровья школьника - это интегративное личностное
качество, приобретаемое в результате освоения и принятия индивидом
духовного опыта человечества в сфере сохранения и укрепления здоровья,
ответственности за его совершенствование в течение всей жизни.
Проявления культуры здоровья выступает как понятие «здоровый
образ жизни», который трактуется как:
4

1) способ жизнедеятельности, обеспечивающий формирование,
сохранение и укрепление здоровья;
2) способ биологической и социальной адаптации человека в
конкретных условиях жизни;
3) способ его выживания в условиях современного кризиса
(экономического, экологического, социального).
Основными компонентами здорового образа жизни называют:
оптимальный двигательный режим, тренировка иммунитета и закаливание,
рациональное питание, психофизиологическая регуляция, рациональная
организация жизнедеятельности (рациональный режим жизни), отсутствие
вредных привычек.
С учетом этих данных была разработана программа для сохранения
здоровья несовершеннолетних для МА ДОУ № 42 «Детский сад – территория
здоровья». При ее создании учтено, что дошкольный возраст характеризуется
наивысшей социальной активностью, высоким уровнем познавательной
мотивации, что создает благоприятные предпосылки для формирования
здоровья и здорового образа жизни.
Основной замысел программы «Детский сад – территория здоровья»
предполагает создание и развитие единой системы сохранения здоровья
дошкольников в ДОУ, формирование единых ценностных установок и
подходов к сохранению здоровья участников образовательного процесса.
Цель, задачи:
Цель: формирование здоровой среды и здорового образа жизни
ребенка, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, воспитание у них
внутренней потребности вести здоровый образ жизни на примере
профилактических мероприятий по заболеваниям костно-мышечной
системы.
Задачи:
●
создание в ДОУ организационно-педагогических, материальнотехнических, санитарно-гигиенических и других условий здоровье
сберегающих технологий, учитывая индивидуальные особенности
воспитанников;
●
обучение детей, родителей, педагогов основным понятиям,
мероприятиям, приемам здорового образа жизни; формирование
электронных кейсов для обучения, тестирования и мотивирования;
●
достижение
оптимальной
двигательной
активности
в
соответствии с возрастом и особенностями организма воспитанников;
●
привлечение системы социального партнерства к формированию
здорового образа жизни воспитанников.
Приоритетные направления в работе по формированию
программы:
●
формирование мотивации и системы знаний о здоровье и
здоровом образе жизни;
5

●
организация
системы
взаимодействия
педагогического
коллектива ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья
воспитанников;
●
создание условий, способствующих сохранению и укреплению
здоровья воспитанников;
●
профилактика
болезней
костно-мышечной
системы
у
воспитанников в образовательной организации:
1. Разработка системы упражнений по укреплению костно-мышечной
системы
2. Привлечь родителей к данной проблеме (агитация, обучение,
привлечение к мероприятиям и т. д.)
3. Контроль правильного подбора мебели в группе
4. Контроль осанки на занятиях и в свободной деятельности
5. Контроль сменной обуви.
6. Контроль двигательной активности и безопасности физических
упражнений на уроках физической культуры.
7. Контроль проведения гимнастика после сна, комплексов упражнений
на осанку и профилактику плоскостопия на каждую возрастную группу
Методы и средства обеспечения программы:
Кадровые
ресурсы
школы:
заведующий,
старший
воспитатель,фельдшер, медицинские сестры, воспитатели, педагог- психолог,
музыкалные руководители, инструктор по ФИЗо.
Материально-технические ресурсы ДОУ:
Cпортивный зал, стадион, медицинский кабинет, групповые комнаты,
прогулочные участки.
Методические и информационные ресурсы ДОУ:
●
видеоматериалы;
●
методические рекомендации;
●
беседы с воспитанниками, родителями;
●
мастер-классы;
●
флешмобы; челлендж
●
видеоконференцсвязь;
●
спортивные праздники;
●
участие воспитанников в городских спортивных соревнованиях;
●
мероприятия по ЗОЖ;
●
сайт ДОУ, официальные страницы в социальных сетях Вконтакте
и Инстаграм.
Ожидаемые результаты:
●
Увеличение мотивационных посылов на здоровый образ жизни (в
процентном соотношении по данным анкетирования);
●
Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому
образу жизни (в процентном соотношении – количество вовлеченных детей в
различные мероприятия, связанные с увеличением двигательной
активности);
6

●
Повышение
профессиональной
компетенции
и
заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья
дошкольников (количество проведенных учебных занятий, тестирований,
анкетирования);
●
Поддержка родителями деятельности ДОУ по воспитанию
здоровых (увеличение количества мероприятий по ЗОЖ, проведенных
совместно с родителями);
●
Повышение
уровня
самостоятельности
и
активности
дошкольников в двигательной деятельности (в процентном соотношении
количество вовлеченных в двигательную активность детей, проведение
анкетирования).
●
Повышение двигательной активности воспитанников на 20%
(посещение спортивных секций, утренняя гимнастика);
●
Повышение оценки удовлетворенности воспитанников от
обучения (с помощью анкетирования и рисунков);
●
Рост
уровня
физического
развития
и
физической
подготовленности дошкольников (по данным официальной статистики);
●
Повышение
функциональных
возможностей
организма
воспитанников(по данным официальной статистики).

7

План мероприятий
№

1

1.2

1.3

2.

3.

Содержание
мероприятия
Анализ
информации о
состоянии здоровья
детей по данным
статистики в
динамике за 3 года
на уровне
муниципального
образования
Анализ на уровне
образовательного
учреждения,
распределение
воспитанников по
группам здоровья в
динамике за 3 года
(при
возникновении
сложности по
анализу за 3 года,
можно делать за 1
год)

Проведение
анкетирования
родителей

Гигиеническая
оценка
образовательной
среды (параметры
микроклимата;
уровень шума;
уровни
искусственного и
естественного
освещения,
Мониторинг
состояния здоровья
воспитанников
Анализ
процентного
соотношения
количества
воспитанников,
отнесенных к

Ответственный
Заведующий детским
поликлиническим
отделением,
заведующий
(ОМПОвОУ),
фельдшер,
(ОМПОвОУ)

Фельдшер

Медсестра,
инструктор по ФИЗо

Заведущий ДОУ

Фельдшер, старший
воспитатель,
инструктор по ФИЗо,
педагог- психолог

Сроки

01.08 2020

01.08. 2020

20.09. 2021

Перед
началом
учебного
года

В
плановом
режиме.
Ежегодно

8

Ресурсы

Контрольная точка

Учреждение
здравоохранения
,
(ОМПОвОУ)

Проведение анализа,
выявления факторов
риска, определение
мероприятий,
способствующих
устранению
факторов риска

Учреждение
здравоохранения
,
(ОМПОвОУ
Образовательная
организация.

Разделение
воспитанников на I,
II, III группы
здоровья,
выявление факторов
риска по
формированию
заболеваний. Выбор
профилактического
направления работы
по заболеванию.

ДОУ

Оценка уровня
мотивации к ЗОЖ
воспитанников и
определение
основных
приоритетов
дальнейшей
профилактической
работы

Образовательная
организация

Достижение
оптимальных
гигиенических
показателей по всем
параметрам оценки
образовательной
среды

ДОУ

Оценка уровня
состояния здоровья
воспитанников.
Выявление основных
факторов влияющих
на здоровье
дошкольников в
текущем режиме.

3.1

разным группам
здоровья за 2020 и
2021 год;
процент
воспитанников
имеющих
гармоничное
физическое
развитие;
соотношение
воспитанников,
относящихся к
физкультурным
группам;
процентное
соотношения
выявленных
патологий.
Оформление
«Листков здоровья»
заполняется
медицинским
работником с
учетом
физкультурной
группы. В листок
здоровья сведения
заносятся из
медицинских карт
воспитанников. Все
рекомендации,
данные в «Листке
здоровья», должны
в обязательном
порядке
учитываться всеми
участниками
образовательного
процесса на всех
занятиях и
мероприятиях, в
том числе
физической
культуры, при
посадке детей в
группе, при
проведении
профилактических
прививок, во время
дежурства детей в
группе, при
подборе комнатных
растений в
кабинете, при
использовании
различных
препаратов

Фельдшер,
медсестры,

01.09.2021

9

Образовательная
организация

Обеспечивать
возможности
воспитанникам
осуществлять
образовательную
деятельность с
учетом
дифференцируемого
подхода и
индивидуальных
возможностей
каждого ребенка.

бытовой химии во
время уборок
помещений, в
которых находятся
дети
Повышение
двигательной
активности,
сохранение и
укрепление здоровья
воспитанников
Повышение
двигательной
активности,
сохранение и
укрепление здоровья
воспитанников

3.2

Проведение
динамических пауз
на занятиях

Воспитатели и
специалисты

Ежедневно

Образовательная
организация

3.3

Проведение
подвижных игр на
свежем воздухе для
воспитанников

Воспитатели и
инструктор по ФИЗо

Ежедневно

Образовательная
организация

3.4

Проведение
открытых занятий.
Привлечение детей
к занятиям. На
собраниях,
педсоветах,
родительских
собраниях
представить
информацию о
занятиях

Заведующий,
старший
воспитатель,
специалисты,
фельдшер,
медсестры

Сентябрь,
январь

Образовательная
организация

Повышение
двигательной
активности

3.5

Оформление
стендов на тему
ЗОЖ, двигательная
активность

старший
воспитатель,
специалисты,
фельдшер,
медсестры

Сентябрьоктябрь
2021

Образовательная
организация

Повышение уровня
знаний родителей

Фельдшер,
медсестры,
инструктор по ФИЗо

2 раза в
год

Образовательная
организация

Повышение уровня
знаний
воспитанников

Воспитатели,
инструктор по ФИЗо

Ежедневно

Образовательная
организация

Профилактика
зрения и сохранения
осанки

3.6

3.7

Проведение бесед
на тему
«Рациональная
двигательная
активность»
Проведение на
занятиях
упражнений на
осанку, для снятия
утомления глаз у
воспитанников

3.8

Проведение
утренней
гимнастики

Воспитатели,
инструктор по ФИЗо,
медсестра

Ежедневно

Образовательная
организация

Повышение
двигательной
активности,
сохранение и
укрепление здоровья
воспитанников

3.9

Подбор комплексов
упражнений
«Профилактика
плоскостопия»,
«Профилактика
сколиоза»

Воспитатели,
инструктор по ФИЗо,
фельдшер

Январь
2021

Образовательная
организация

Профилактика
укрепления здоровья
воспитанников

10

4

4.1

4.2

4.3

Обеспечение
соблюдения
санитарногигиенических
требований к
учебному процессу
Соблюдение
требований к
занятию
Соблюдение
требований к
максимальному
общему объему
недельной
образовательной
нагрузки
воспитанников
Равномерное
распределение
учебной нагрузки;
Составление
расписания занятий
с учетом дневной и
недельной
умственной
работоспособности
воспитанников и
шкалой трудности
учебных
предметов;
Контроль режима
проветривания
кабинетов и
групповых комнат
До прихода детей;
После каждого
занятия.
Контроль
соблюдения
режима дня
воспитанниками в
соответствии с
возрастом
(анкетирование,
собеседование,
наблюдение)
режим питания
(интервалы между
приемами пищи и
кратность питания);
время пребывания
на воздухе в

старший
воспитатель,
специалисты,
фельдшер,
медсестры

Старший
воспитатель,
воспитатели,
специалисты

Воспитатели,
специалисты,
медсестра

Воспитатели,
Родители, медсестра

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

11

Образовательная
организация

Повысить
эффективность
учебного процесса.
Спланировать
мероприятия по
снижению
напряжения и
утомления детей

Образовательная
организация

Повысить
эффективность
учебного процесса.
Спланировать
мероприятия по
снижению
напряжения и
утомления детей.
Снизить
заболеваемость
воспитанников

Образовательная
организация

Повысить
эффективность
учебного процесса.
Снизить
заболеваемость
воспитанников

Образовательная
организация

Повысить
эффективность
учебного процесса.
Спланировать
мероприятия по
снижению
напряжения и
утомления детей.
Создать условия для
снятия
перегрузки,
нормального
чередования труда и
отдыха

течение дня;
продолжительность
и кратность сна;
продолжительность
и место
обязательных
занятий как в
условиях
образовательных
учреждений, так и
дома;
свободное время,
возможность
обеспечить
двигательную
активность ребенка
по собственному
выбору

5

Организация
работы по
пропаганде
здорового образа
жизни
воспитанников
(лекции, беседы,
игры)

Заведующий,
старший
воспитатель,
специалисты,
фельдшер,
медсестры

1 раз в
месяц
(сентябрьмай)

Образовательная
организация

5.1

Проведение
флешмоба
«Движение –
жизнь!»

Инструктор по
ФИЗо, соц. партнеры

Ноябрь
2021

Образовательная
организация

5.2

Проведение дней
здоровья

Инструктор по ФИЗо
и медсестры

Октябрь,
май

Образовательная
организация

5.3

Спортивная игра
«Мама, папа, я –
спортивная семья»

Инструктор по ФИЗо

1и4
квартал
2021-2022

Образовательная
организация

5.4

Включение в темы
родительских
собраний бесед о
двигательной
активности и
здоровом образе
жизни

Заведующий,
старший
воспитатель,
специалисты,
фельдшер,
медсестры

Сентябрьмай
2020-2022

12

Образовательная
организация

Сформировать
заинтересованное
отношение детей к
собственному
здоровью.
Обеспечить
заинтересованное
отношение педагогов
и
родителей к
здоровью детей
Сформировать
положительное
отношение к
двигательной
активности и,
здоровому образу
жизни
Сформировать
положительное
отношение к
двигательной
активности
Сформировать
положительное
отношение к
двигательной
активности и
совершенствованию
физического
состояния
Обеспечить
заинтересованное
отношение педагогов
и родителей к
здоровью детей как
к главной ценности

воспитанников

6

7

Контроль за
организацией
рабочего места
воспитанников,
контроль сменной
обуви

Контроль
питания в ДОУ

Фельдшер,
медсестры, педагоги

20
сентября
2020-2021

Образовательная
организация

Заведущая,
мед.сестра
фельдшер

Постоянно

Образовательная
организация

01.06.2022

Учреждение
здравоохранения
отделение
организации
медицинской
помощи
обучающимся в
образовательных
учреждениях
(ОМПОвОУ)

8

Сбор информации о
состоянии здоровья
детей, оценка
эффективности
программы

8.1

Проведение
анкетирования
родителей

Фельдшер, педагоги

15.04.2022

Образовательная
организация

8.2

Анализ
заболеваемости
воспитанников,
распределение
воспитанников по
группам здоровья

Фельдшер

15.05.2022

Образовательная
организация

Фельдшер,
медсестры, старший
воспитатель

13

Повысить
эффективность
учебного процесса.
Создать условия для
снятия
перегрузки,
нормального
чередования труда и
отдыха.
Обеспечить
возможности
Воспитанников
осуществлять
учебную и
внеучебную
деятельность с
учетом
дифференцируемого
подхода и
индивидуальных
возможностей
каждого ребенка
Обеспечивать
возможности
воспитанников
получать
сбалансированный
рацион
Проведение анализа,
отражающего
динамику устранения
факторов риска,
оценка проведенных
мероприятий,
способствующих
устранению
факторов риска
Оценка уровня
здоровья
воспитанников,
оценка проводимых
мероприятий
Разделение
воспитанников на I,
II, III группы
здоровья,
выявление снижения
заболеваемости
воспитанников

Этапы и сроки реализации программы
Программа реализуется с 2020 по 2023 годы в три этапа:
1 этап (2020)
- Анализ тенденций в состоянии здоровья и образа жизни
воспитанников, анкетирование воспитанников и родителей.
- Выявление проблем, определение целей и задач ДОУ по
здоровьесбережению воспитанников.
- Подготовка проекта Программы.
2 этап (2021 2022)
- Реализация основных мероприятий Программы
3 этап (2022)
- Оценка эффективности Программы
Критерии оценки эффективности программы
- положительная динамика состояния здоровья воспитанников;
- сформированность у воспитанников ценностных ориентаций на
сохранение и укрепление здоровья, наличие навыков здорового образа
жизни;
- сформированность у всех категорий педагогических работников
единых ценностных подходов к сохранению и укреплению здоровья
воспитанников;
- удовлетворённость организацией образовательного процесса и
условиями обучения со стороны воспитанников и их родителей;
- повышение двигательной активности за счёт проведения утренних
зарядок, правильно построенных занятий физической культуры;
- повышения уровня знаний воспитанников о двигательной активности;
- увеличение доли детей с I группой здоровья;
- уменьшение количества обострений хронических заболеваний у детей
с III группой здоровья;
- снижение заболеваемости воспитанников более чем на 10 процентов;
- увеличение компетентности в вопросах здорового образа жизни среди
воспитанников до 85 процентов;
- рост профессионального мастерства педагога через внедрение и
распространение инновационных здоровье созидающих технологий;
14

- повышение процента охвата детей программами физкультурноспортивной направленности до 90 процентов;
- увеличение числа родителей, являющихся активными сторонниками и
участниками воспитательного процесса в ДОУ, направленного на
пропаганду здорового образа жизни;
- внедрение подпрограмм по формированию здорового образа жизни и
профилактике вредных привычек.

15

Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»
1. Фамилия Имя
Отчество____________________________________________________





2. Частота заболеваний ребенка за последний год:
не болел ни разу;
1 раз;
2 раза;
каждый месяц
2. Каковы, на Ваш взгляд, причины заболеваемости Вашего
ребенка?___________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.Каким образом Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?
а) с помощью бесед
б) личным примером
в) прибегаю к услугам ДОУ
4.Вы занимаетесь с ребенком физкультурой и спортом?
а) постоянно
б) часто
в) очень редко
г) не занимаюсь
5.Есть ли дома спортивное оборудование?
Какое?__________________________
6.Соблюдаете ли Вы режим дня дома?
а) Да
б) Нет
7.Гуляете ли Вы с ребенком после д/сада?
а) да
б)нет
8.Ежедневное время просмотра ребенком телепередач и видеофильмов
_________________________
9.Страдает ли ваш ребенок от дефицита ночного сна?
а) нет
б) да
в) редко
16

10.Как ваши дети проводят досуг?
а) у бабушки
б) гуляют
в) смотрят телевизор
г)ваш вариант_______________________________________________________________
11.Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?
а) да
б) отчасти
в) нет
г) затрудняюсь ответить
12. Выполняет ли ваш ребенок гигиенические требования дома? ( чистка
зубов, ежедневное мытье ног)
а) да
б) нет
в) отчасти
13.Проводите ли Вы дома закаливающие мероприятия?
Какие?____________________________________________________________
14. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные
дни:
 подвижные (спортивные игры);
 конструирование;
 рисование, лепка, занятия музыкой;
 просмотр телепередач, чтение книг;
 настольные игры;
 другое
15. Какую помощь, поддержку Вы могли бы оказать в решении проблемы
здоровьесбережения в детском саду?
 соблюдение режима дня дома;
 соблюдение гигиенических правил;
 проведение закаливающих процедур;
 совместные занятия с детьми спортом на открытом воздухе и дома;
 участие в спортивных мероприятиях детского сада;
 участие в профилактических мероприятиях детского сада.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».